19 декабря 2018 года Елена Тихомирова, CEO eLearning center, Алексей Корольков, CEO WebSoft, и их гости - эксперты eLearning сообщества: Владимир Казаков, Виктория Савицкая, Лидия Ятлук, Евгения Посухова, провели живой эфир, в котором обсудили главные итоги и основные шаги, намеченные на ближайшее будущее.
Расшифровка эфира в этой статье.
Посмотреть видео
Елена Тихомирова:
На самом деле, у нас интересный год во всех отношениях.
Мы в компании в этом году для себя освоили живые трансляции. Для меня это большой шаг вперед. Оказалось, они хорошо работают.
Почему мы выбрали такой формат? Потому что это просто.
Просто для пользователей, для тех, кто к нам подключается, просто с точки зрения общения.
Вопрос:
Какой самый главный тренд в этом году?
Алексей Корольков:
У меня нет ощущения, что есть только один тренд - например, VR или AR или машинное обучение.
Что я вижу по нашим реальным проектам?
С одной стороны, идет упрощение: для пользователей, для разработчиков, для тех людей, которые управляют обучением. Форматы становятся все более простыми - чат-боты, простые мобильные решения.
С другой стороны, в глубине всего этого происходит усложнение процессов. Чтобы все было просто для пользователей, внутри нужно все интегрировать.
У нас очень много интеграционных проектов, у которых снаружи простое мобильное приложение с одной лентой с тремя кнопочками, но там внутри “под капотом” интегрируются куча провайдеров, куча новых технологий - xAPI, CMI5, гораздо более сложные автоматизированные процессы.
Елена Тихомирова:
Да, упрощение - один из важных трендов. Мировых трендов.
Очень интересной была поездка в этом году в Берлин - на мероприятие, которое называется OEB, а до этого называлось Online Educa Berlin. Оно собирает участников рынка электронного обучения - европейского, американского и не только. И все обсуждают, что произошло в этом году, как произошло, какие основные тренды.
Все, что связано с обучением, с развитием, с доступом к информации должно быть легко, просто, понятно. Очень много трудов к этому прикладывают те, кто этим занимается - провайдеры, организаторы обучения. И наша с вами работа начинает меняться.
Еще один из важных трендов - это переосмысление роли людей, которые за обучение, за развитие отвечают.
Если раньше мы были писателями - мы писали курсы, писали программы, то сейчас это в первую очередь работа продюсерская, работа по соединению разных форматов, разных подходов, не только с точки зрения самих технологий, но и сточки зрения того опыта - learning experience, который получают люди в процессе обучения. Это обучение не просто одним курсом, одним вебинаром или еще чем-то, а именно учебный путь, учебная траектория, в которых слушатель может жить некоторое время.
Следующий интересный тренд - про инструменты взаимодействия.
Люди не должны просто сидеть перед экраном и читать и смотреть. Они должны делать, они должны участвовать. Все больше исследований говорят о том, что обучение в изоляции не происходит. Оно должно происходить в сотрудничестве, в совместной работе. Так называемого презентационного контента может быть меньше, а вот исследовательского и коммуникационного должно быть по возможности больше.
Лидия Ятлук:
Самое основное, что слышно от всех, кто занимается виртуальной реальностью, в этом году - основной хайп прошел, уже мало кто внедряет VR просто ради того, чтобы он был как новая технология внутри компании, как какое-то удивление для коллег.
Гораздо больше стали задумываться над тем, какие показатели может дать VR. Поэтому внедрение проходит с точными целями и с более обозримой проверкой результатов. Особенно радостно - это появление исследований эффективности применения виртуальной реальности внутри корпораций, где мы внедряем наши решения.
В будущем году стоит ожидать появления платформенных решений - массовое обновление, массовая доставка контента и кросс-платформенность.
Больше станет решений, где мы учим работать в команде, разных форм совместного обучения.
Елена Тихомирова:
Очень ценный комментарий про то, что внедрения становятся намного более осознанными.
Вопрос к Алексею Королькову: какие планы на будущий год?
Алексей Корольков:
Мы будем продолжать то, что делали в этом году. Пару слов про те вещи, которые мы считаем важными.
Важная для нас история - это интеграция, интеграция разных платформ, разных источников контента.
Мы получили полное соответствие стандарту xAPI 1.1 и, кроме этого, мы поддержали новый стандарт обмена учебным контентом - CMI5.
Сейчас на основе этих технических решений мы со многими нашими контентными партнерами - с провайдерами электронных библиотек, с провайдерами курсов надеемся отладить интеграцию. Это даст очень большое количество новых возможностей и новых инструментов по интеграции LMS систем с провайдерами контента, с разными инструментами - с симуляциями, c VR, с AR.
Дальше мы планируем развивать систему таким образом, чтобы все это многообразие контента можно было увязать в единое целое, в микромодульные, интервальные траектории, связать их с индивидуальными программами развития.
Мы не просто поставщики СДО, мы поставщики инструмента для управления талантами. Нужно выстраивать единую систему. Нужно по итогам оценочной процедуры создавать автоматизированно индивидуальные планы развития, в которые включить и электронные книги внешних провайдеров и VR симуляцию и мобильное приложение и так далее. Такие первые проекты есть, и, я думаю, что это будет развиваться.
Следующий шаг, важный для нас - это HR-аналитика.
Я не верю в большую аналитику, в машинное обучение только в eLearning. Аналитика возможна, но полноценная, предиктивная аналитика. Она должна связывать обучение с двумя важными частями. Это подбор и оценка эффективности.
И еще одна история - это инструменты разработки. Мы выпустили новый инструмент CouerseLab online. И мы будем в следующем году его дорабатывать и развивать, он будет с полной мобильной адаптацией, будет работать из браузера, им смогут пользоваться даже не подготовленные люди.
Елена Тихомирова
Отличные планы.
Снова вернусь к идеям, подсмотренным в Берлине.
Одна из них - про обучение охране труда, безопасному вождению, промышленной безопасности.
Пример: человека принимают на работу. И для того, чтобы он потом пришел в соответствующее здание, выдают пропуск. А чтобы пропуск сработал, человек должен пройти определенное обучение с определенным результатом.
Только тогда, когда нужное обучение произошло, открывается доступ в здание.
Есть приложения для водителей, которые позволяют завести машину только тогда, когда он прошел обучение.
Caterpillar в свои большие машины встраивали и по сей день встраивают обучение. Это очень сильно помогает с точки зрения контроля.
И вот еще важный момент.
На одной из пленарок в Берлине обсуждали, что такое сертификация.
Сертификация это подтверждение, что человек на момент, когда он получал сертификат что-то знал. Точнее даже не знал, а смог сдать тест.
Это ровным счетом ничего не говорит о том, что он может или знает сейчас.
То же самое про вождение, например. Если человек сдал на права 20 лет назад, это не значит, что он 20 лет практиковался, ездил нормально.
Когда мы перед сменой задаем вопрос, мы не просто проверяем. Это еще инструмент фокусировки: человек про что-то не думал, но сейчас об этом вспомнил.
Такие истории начинает пробовать РЖД.
Евгения Посухова:
Расскажу о своих фокусах этого года и о том, на чем хочу сделать акцент в следующем году.
Фокусы этого года -
Первый, это, конечно, сообщество: то, как оно развивалось в течение года, как оно росло и укреплялось, прорастало своим корнями в каждого специалиста в этой сфере, как мы залипали в чатиках и каналах и смотрели все самое интересное, что было для нас полезно, как мы участвовали в переговорках и обсуждениях, на разных митапах, которые отвечали на наши вопросы, которые позволяли найти новые решения и вдохновение. Это все было и для меня, и вместе со мной, и с моим участием, и где-то под моим руководством, и это очень большая часть этого года.
Второе: я выделю не столько сообщество, сколько отдельных экспертов. В этом году я начала свой проект “LX Talks Подкасты с экспертами”. И для меня это опыт очень интересный, вдохновляющий. С одной стороны, это понимание, что каждый эксперт уникален и у всех есть чему поучиться, даже у тех, кто только начинает работать в нашей сфере.
А с другой стороны, мне хочется этим проектом показать, что мы все люди, даже если кажется, что кто-то очень серьезный человек, к нему просто так не подъедешь и не задашь вопрос - это можно сделать. Это очень легко - задать вопрос человеку, и он правда ответит. Люди готовы помогать и готовы участвовать в твоих проектах, отвечать на твои вопросы. Правда, даже самые экспертные эксперты, которые побеждают в конкурсах, которые делают очень крутые проекты, которые руководят компаниями - они все открытые люди. Это очень приятно.
И третье: в этом году я много фокусируюсь на управлении разработкой, на том, как сделать курсы, обучение полезными. Не просто создавать презентации, а делать так, чтобы это была системная история. Мой здесь совет, рекомендация и наблюдение: создавая обучение, нужно думать шире - с точки зрения компании, с точки зрения проекта, вот этих людей, которые будут проходить обучение, чтобы это была не точечная история, не курс, который человек просто прошел, чтобы мы формировали путь обучения, траекторию обучения. Это третий фокус - управление разработкой и комплексный подход к обучению.
По поводу следующего года у меня амбициозные планы. Мне хочется в следующем году немножко выглянуть из нашего “котла”, в котором мы все варимся, и посмотреть на запад. Не просто увидеть, что там происходит, а попробовать у нас применить. Почитать первоисточники, посмотреть исследования и попробовать рассказать об этом у нас внутри. Почему-то очень мало людей это делают.
Хочется сделать следующий год годом качества, годом углубления в матчасть. Я буду писать об этом на канале, и разворачивать дискуссии на эту тему.
Это не тренд, это скорее личный мой настрой на следующий год.
Что же касается пожелания и поздравления с Новым Годом - я желаю вам года достижений. Для меня, когда я чего-то достигаю и вижу результат, вижу продукт своей работы - это очень приятно. Для многих так же - например, вы видите, что участники обучения рады получить этот опыт, или люди, проучившись на курсе стали лучше продавать и кайфуют от своей работы. Вот когда вы видите результат своего труда - это всегда очень вдохновляет, всегда очень радует. Я желаю всем увидеть результаты своего труда и чувствовать удовлетворенность своим трудом, своей жизнью и своим профессиональным ростом.
Всех поздравлю с Новым Годом и желаю успеха в ваших профессиональных проектах и делать крутое обучение для наших пользователей, для наших слушателей, для самих себя тоже.
Елена, спасибо за приглашение на эту трансляцию, очень рада была поучаствовать.
Елена Тихомирова:
Женя, спасибо за Ваше участие, за Ваши очень правильные, очень теплые слова. Про год качества - правда очень ценно, и ваше видение качества - это тоже очень важный комментарий.
То, что вы сказали, - получать удовольствие от свой работы, от своих достижений - вот это, мне кажется, и есть настоящий wow-эффект.
У нас сейчас, в данный момент, wow-эффект - мы немножко поколдовали, и у нас получилась трансляция, все работает, все всех слышат, и действительно есть wow-эффект! Такой же wow-эффект должен быть у тех, с кем мы работаем и кого мы учим, но не в момент обучения, а когда они начали работать и что-то получилось - это “wow”, которое внутри, оно самое ценное.
Продолжая тему про качество, Алексей, хочу задать тебе вопрос.
На какие грабли мы наступаем чаще всего в нашей области?
Алексей Корольков:
Самая главная ошибка, которую можно допустить, как мне кажется, это интеллектуальное высокомерие. Когда мы думаем, что что мы уже все знаем. Мы не слушаем своих клиентов, внешних или внутренних, не слушаем пользователей, мы убеждены в том, что мы правы. Надо меняться. Мы для себя в компании WebSoft приняли решение - с изменениями надо жить: надо меняться, надо пробовать новые технологии, новые решения, новые инструменты.
Мне кажется, что множество ошибок, которые на рынке возникают, из-за слепого следования трендам. Из-за того, что мы временами не думаем, не анализируем, не считаем эффективность и так далее. Мозг человека, наверное, так устроен, так проще.
У нас есть отличный источник обмена мнениями - сообщество Digital Learning, и это очень круто.
Там в чате была прекрасная дискуссия про видео. Когда многие люди сказали - а оно правда не так работает, как мы все думали?
Владимир Казаков, например, написал прекрасный пост, в котором он на основании измерений показал, что оно работает не совсем так, как мы ожидали.
Очень правильно слушать и слышать, совместно думать и двигаться вперед.
Елена Тихомирова:
Когда мы в начале осени с Артуром начали наши трансляции, один из первых вопросов, которые мы обсуждали, был вопрос про планирование, про подготовку, про сроки.
Самые большие грабли - это грабли планирования. Очень многие вещи воспринимаются так - мы можем просто щелкнуть пальцами и очень быстро все сделать - вызовем партнеров, провайдеров, используем готовые решения, за месяц справимся. Дело не в том, что за месяц нельзя ничего сделать. За месяц можно многое успеть.
Но какой результат получается от проекта, который делается на очень большой скорости, на бегу? Что в этом случае происходит?
На бегу мы не замечаем очень много деталей.
Представьте, что вы едете на электричке с маленькой скоростью - смотрите в окошко и все хорошо видите. Совсем другое дело - мчаться на скоростном сапсане. Рассмотреть конкретно какие-то вещи вы не можете.
Примерно то же самое происходит, когда мы с этой невероятной скоростью сапсана внедряем, пытаемся сделать какой-то проект в обучении.
Очень многое в обучении требует осмысления. При этом осмысление требуется всеми участниками:
- Тем, кто отвечает за внедрение внутри компании, нужно подумать: “что на самом деле мы хотим сделать и как мы хотим чтобы оно работало”.
- Провайдер тоже должен подумать, ему тоже нужно время - на вопросы, диалоги, дискуссии.
-Желательно пилотный проект сделать, чтобы пользователи тоже внесли свой вклад. Мы часто его недооцениваем.
А люди пробуют и говорят те вещи, которые больше ни с одной стороны не просматриваются.
Они могут сказать: неудобно. Это история про видео, на самом деле. Мы считаем видео классным форматом, правильным, привлекательным. А когда спрашиваем пользователей, оказывается, что они не смотрят. Почему? Неудобно. И вообще видео - самый удобный формат для пролистывания.
Важно, чтобы мы заранее проект раскладывали. По опыту, те проекты, на которые больше времени было выделено, очень легко и быстро взлетают. А те, которые пытаемся сделать быстро, в результате внедряются намного дольше: там не подумали, здесь упало, тут работать не стало, там еще что-то не получилось.
Сейчас мы пригласим подключиться к эфиру Викторию Савицкую. В этом году у нас был ежегодный конкурс электронных курсов. Виктория была в числе победителей.
Виктория, во-первых, расскажите немножко про Ваши эмоции. Был ли у Вас wow-эффект от победы в конкурсе электронных курсов? И те же вопросы: что было в этом году, куда смотреть в следующем году и ваши поздравления всему сообществу в преддверии Нового Года.
Виктория Савицкая:
Хотела сказать, во-первых, большое спасибо за приглашение на новогодний эфир.
По поводу эмоций - конечно, были безумные эмоции. Это не первый выигрыш, и в новой компании, в Лукойле, мне было очень важно, очень интересно показать компанию, и это получилось, ура! :)
Спасибо за идеи: настолько много можно увидеть всего нового, интересного и прикольного! Иногда бывает так, что и курс вроде не то чтоб самый классный, но при этом есть моменты, которые очень интересные, очень круто сделаны.
Для меня этот год был годом осознанием системности. Раньше я чаще работала по запросу бизнеса, заказчика от бизнеса: есть запрос - сделали и забыли. А сейчас все меняется в принципе. В компаниях меняются принципы обучения, программы обучения, появляются как раз те самые активности всех возможных форматов, виртуальная реальность, дополненная реальность, и курсы, и тесты, и тренинги, и вебинары, и все, что только можно придумать. Когда есть понимание, что нужна система, что нужно не просто накидывать материал, все становится гораздо интереснее, симпатичнее, полезнее.
В следующем году будет еще больше всего крутого.
Всем вам, друзья, коллеги, хотелось бы пожелать - просто верить в чудо! Но не ждать, когда оно само наступит, просто потому что новый год и пора наступать чуду. А делать, создавать что-то собственными руками. Например, помогите коллеге решить какую-то техническую задачу до корпоратива успеть, и это будет маленькое чудо. Положите шоколадку под елочку, это будет еще одно чудо. Верьте в это, совершайте чудеса, и все будет классно!
Елена Тихомирова:
Виктория, спасибо большое. К сожалению, прерывалось, но самое главное - про чудо - было хорошо слышно - в этом месте чудо произошло :)
Спасибо вам за участие в конкурсе, за прекрасную работу, которую вы сделали. Всем остальным участникам конкурса не менее огромное спасибо :)
Про чудо, сделанное руками - это невероятно правильное пожелание, очень ценное. Не просто его ждать - сейчас активно все стали ждать обнуления и нового года, когда все станет по-другому. А тут как раз очень правильное пожелание, чтобы мы свои чудеса создавали руками. Надеемся, что на будущем конкурсе электронных курсов мы познакомимся с определенным количеством этих созданных руками чудес.
Я хотела сейчас рассказать немножко про наши планы - от лица eLearning center и всех наших мероприятий.
У нас будет знаковое событие - eLearning elements. Будет очень необычная программа, и мы ждем очень интересных гостей.
29-30 мая 2019 надеемся всех вас увидеть на нашем мероприятии.
Собираемся запустить одно новое мероприятие осенью. Оно будет тематическое, и тему определит сообщество.
Естественно, Академию Best in eLearning будем проводить.
Надеемся, что WebSoft будет продолжать свои мероприятия - будет
e-Практика, Лаборатория для разработчиков.
Мы будем работать над тем, чтобы конференция Искусство разработки курсов немножко переделать, сделать его тоже больше в формате мастерских, чтобы было как можно больше прикладного опыта. Мы даже думали про мастерскую наоборот: взять курс, собрать людей, для которых тема актуальна, интересна. Сделать так, чтобы участник не просто рассказал о курсе, а чтобы остальные участники предложили какие-нибудь идеи по его развитию, улучшению, наполнению.
Хотим уходить больше в такой hands-on: будем выполнять пожелание и учиться делать руками.
Если говорить об итогах, то мы стали делать большие, сложные, комплексные проекты. Большие с точки зрения методологии, большие с точки зрения длительности обучения. Когда люди учатся не один-два дня, а месяц, два, три, полгода, полтора года: длинные траектории обучения, адаптивные, интервальные, с разными механиками и математикой внутри.
Когда первые такие проекты делаешь - страшно, а сейчас мы поняли, что это правда работает, что люди получают удовольствие от такого обучения. Люди погружаются, запоминают.
Из направлений, которые хотим развивать - обязательно будем много думать про линии сопровождения, потому что обучение не происходит моментально, не происходит здесь и сейчас, его надо поддерживать, и для этого нужно достаточно много усилий приложить.
Вопрос к Алексею Королькову:
Были ли за этот год проекты по созданию инструментов сопровождения?
Алексей Корольков:
Конечно. Мы делаем, например, интересные инструменты для курируемого контента - это больше методологическая история. Но любой методологии нужна технологическая поддержка. Мы проинвестировали в разработку, которая позволит существенно более гибко строить каналы для курируемого контента, чтобы они могли быть не только экспертными, когда обязательно только эксперты постят контент, а могли бы сочетать формируемый экспертами контент с автоматически формируемыми алгоритмами.
Человек в своей ленте увидит автоматически добавляемые в обновления материалы на основании своего индивидуального плана развития и что-то, что постят эксперты, кураторы. Это очень интересная тема, которая позволит сочетать, казалось бы, несочетаемое - автоматизированное обучение и экспертное сопровождение.
Елена Тихомирова:
Мы начинаем понимать, что весь контент внутри одной компании иметь невозможно. Более того, на мой взгляд, это абсолютно бессмысленная история - возьмите Udemy, Coursrera, Lynda.com - библиотеки, которые у всех на слуху, или те, которые, наоборот, только развиваются - у них есть хороший контент.
Его надо брать и использовать. Нельзя делать все внутри, это очень неэкономично, очень неэкологично.
Мы, разработчики, делаем один и тот же материал с небольшими поправками в каких-то нечеловеческих количествах.
Например, если тема - про эффективные переговоры - зачем все делать внутри? Когда что-то можно взять прекрасными источниками снаружи? Прекрасными эмоциональными лекциями людей, которые действительно этой темой занимаются. Есть прекрасные статьи, блоги, каналы.
У каждого из нас есть своя учебная среда. У кого-то это телеграм, фейсбук, еще что-то, у кого-то какие-то конкретные ресурсы, какие-то рассылки. Если вы сейчас на минуту задумаетесь, вы очень легко нарисуете карту своей учебной среды - как вы учитесь, откуда вы берете информацию, как развиваетесь.
Наши учебные среды не состоят из одного какого-то ресурса, это миллионы источников, разных, попадающихся откуда-то иногда совершенно случайным образом.
А мы пытаемся внутри компании создавать среду, которая состоит только из ресурсов компании.
Надо дать людям принести свое обучение с собой. Дать людям возможность учиться через те источники, которые они сами по себе выбрали, потому что к этим источникам у них душа лежит. Им удобно, они их принимают.
Дайте людям возможность подобрать себе свои источники.
Даже те темы, которые вы проектируете сами - забирайте внешний контент. Делайте курируемый контент, подключаемые библиотеки, книжные библиотеки. Есть шикарный контент, который очень дорого повторять, иногда даже невозможно.
Например, зачем книгу братьев Хиз перекладывать в курс? Нужно ее обрамить, использовать экспертные комментарии, встроить в какую-то последовательность с вебинарами, тестами - вот это получается красивая, правильная архитектура обучения, которая намного более информативна для слушателя.
А сейчас с удовольствием представляю Владимира Казакова, модератора и одного из активных участников сообщества Digital Learning.
Владимир, спасибо тебе, что у тебя нашлось время к нам подключиться. Расскажи, что было важно в этом году, годом чего ты объявляешь следующий год и, естественно, пожелания сообществу.
Владимир Казаков:
Лена, спасибо большое, во-первых, что позвала. Закончившийся год точно прошел под лозунгом сообщества. Это новая для меня вещь. Совершенно точно сейчас становится все больше и больше вокруг вот такой базы, это появляется не только в России, не только в телеграме, появляются сообщества в фейсбуке, во вконтакте, в твиттере, в инстаграме, их становится много именно в связи с обучением. Это меня исключительно радует.
Больше активностей дадут больше эффекта в сумме.
Что касается самих каких-то образовательных вещей, которые происходили, для меня это тенденция отходить от хайпа, отходить от внедрения технологий ради технологий. Мы начинаем использовать нужные вещи в правильное время именно для тех людей, которым это нужно, изучая как и почему мы сейчас это используем.
По многим технологиям мы прошли пик, прошли спад и выходим на плато правильного использования.
Следующий год будет для меня очень важным именно в плане правильного использования правильных технологий - курируемый контент, микрообучение. Необходимо создание экосистем обучения, чтобы интегрировать много разных площадок.
Ну и коротко мое пожелание - побольше интересных, классных, веселых проектов.
Я очень, очень хочу, чтобы наше сообщество, которое случилось - развивалось.
Елена Тихомирова:
Володя, спасибо! Спасибо большое за включение, очень рады были тебя увидеть.
Алексей Корольков:
Я хотел добавить один комментарий. Владимир - человек, который глубоко разбирается в том, что он делает. Он пытается разбираться в IT. Часто говорят - HR-ы не понимают айтишников, программисты не понимают HR. Чтобы двигаться навстречу друг другу, нужно глубже разбираться. Качества невозможно добиться, оставаясь на поверхности. И Владимир показывает пример: человек, не являющийся IT-специалистом, может разобраться, въехать в технологии. Мы тоже стараемся учить HR-специалистов программировать - на самом деле, это работает: намного проще становится разговаривать людям, которые занимаются технологиями, и людям, которые занимаются методологией.
Елена Тихомирова:
Это интересное направление для нас для всех, потому что очень важно, чтобы мы на достигнутом не останавливались. В первую очередь в плане глубины погружения, развития себя и понимания, что мы делаем, как мы делаем, почему оно так работает, почему оно не может работать по-другому. Чем шире кругозор и чем глубже мы понимаем какие-то процессы, тем интереснее могут получиться проекты.
Алексей Корольков:
Спасибо что вы пришли, а обращаясь к нашим клиентам, - спасибо, что пользуетесь нашими продуктами и решениями.
Я бы хотел пожелать банальных человеческих вещей - действительно здоровья, действительно успехов, спокойствия, желания спокойно двигаться вперед в профессиональном смысле, и чтобы у нас в целом в жизни все было хорошо, стабильно и сбалансированно, чтобы в нашей жизни был не только eLearning и не только HR Tech, но чтобы и с ними все тоже было хорошо и интересно.
Елена Тихомирова:
Я в качестве подведения итогов нашей трансляции и наших поздравлений от себя лично и от компании eLearning center больше всего на свете хочу всем пожелать спокойствия - стараться не торопиться, стараться не делать резких движений.
Да, идти в ногу со временем, учиться, развиваться, но в первую очередь обращать внимание на то, что вам самим интересно.
Мне кажется, мы очень часто пропускаем этот вопрос - от чего мы сами получаем удовольствие, что нам нравится, что нам хочется делать.
Есть прекрасное видео Саймона Синека - начните с почему - очень вдохновляющее. Замечательный автор, который говорит: вы должны понимать, чувствовать, почему вы чем-то занимаетесь.
Тогда люди за вами пойдут. Потому что если вы сами вдохновлены, то за вами пойдут люди.
Мы занятые, мы пытаемся сделать очень много вещей одновременно, у нас много задач, и люди, которые учатся, не чувствуют нашего энтузиазма, не чувствуют нашего вдохновения и, как следствие, не принимают обучения так, как мы хотели бы, не чувствуют своей причастности.
Когда все такое информатизированное, автоматизированное, цифровизированное и еще будет скоро сильно роботизированное, есть то, что очень ценно для нас. Это ощущение контакта с другими людьми, ощущение сопричастности.
Я хочу нам всем пожелать активного участия в сообществе - в Digital Learning или в любом другом - в нашем глобальном elearning сообществе, потому что мне кажется, что это правда то, что дает нам всем чувство сопричастности.
Участие в таких мероприятиях, как сегодня, и в очных мероприятиях, когда ты чувствуешь, что ты вместе с теми людьми, со своими единомышленниками, - это очень правильно. Давайте будем в будущем году как можно больше общаться, и это чувство друг у друга создавать. А с точки зрения наших проектов такое же чувство давайте создавать у тех людей, которых мы учим и с которыми мы работаем, чтобы у них тоже было это ощущение - мы вместе.
В этом году мы все смотрели чемпионат мира по футболу, даже те, кто вообще никогда футбол не смотрят. И это как раз было то самое ощущение, то самое чувство сопричастности. Оно было прекрасно.
Важно, чтобы такие эмоции были и у нас у самих, и у тех людей, с которыми мы работаем.