Найти тему
Вечером у Натали

Как приучить ребёнка к чтению.

Педагоги и родители часто сетуют на то, что современных детей не увлекает чтение. Здесь опишу те действия, которые помогли мне в приучении моих детей к чтению. Сразу скажу, что процесс этот постепенный. Но, если набраться терпения, результат будет.

С тем, что чтение побуждает развитие ума и души, никто, я думаю, не поспорит. Учителя русского языка расскажут ещё и о том, что читающие люди отличаются большой грамотностью. Всё это так. Но сегодня конкуренцию чтению составляет информация, поступающая из гаджетов. Там всё красочно, ярко, эмоционально. Тем более вся информация на поверхности, чтобы её получить не надо трудиться и читать 3 тома. Но всё же чтение литературы — это особое удовольствие. Распробовав его однажды как следует, человек уже будет стремиться к осознанному чтению. Главное привыкнуть получать это удовольствие. Представьте, ребёнок впервые встал на коньки. Поначалу катание видится ему нагрузкой, а пройдёт немного время, и ощущается, как сплошное удовольствие. Так и с чтением. Ну довольно лирики. Расскажу, что конкретно я делала, чтобы приучить детей к чтению.

1. Самое главное и основное – читала вслух. Чтение вслух мы практиковали (и продолжаем практиковать) лет до 13-14. Вы сами поймёте, когда хватит. Многие родители делают такую, на мой взгляд, ошибку – как ребёнок научиться читать, перестают читать ему вслух. Думают, пусть теперь отрабатывает навык чтения. Но дело, как раз в том, что научиться чисто технически читать – это одно, а наслаждаться восприятием прочитанного – другое. Поначалу ребёнок много сил тратит, именно на сам технический процесс чтения. Это его быстро утомляет, и книга забрасывается. Да к тому же есть гаджеты, где вся информация проста и подана в виде игрушек, картинок и видюшек. Воспринимая чтение вслух, ребёнок постепенно «подсаживается» на это удовольствие. Достаточно, читать немного. Удобно это делать перед сном. И засыпать будет быстрее.

2. Нужно продумывать программу чтения. Подойдут книги с увлекательным сюжетом и понятным по возрасту содержанием.

3. Лучше подбирать для домашнего чтения длинные истории и приключения. Чтобы каждый вечер можно было читать продолжение. Это полезно и для развития памяти. Будет подогреваться интерес – что же было дальше? Я, например, приступая к вечернему чтению, делаю вид, что забыла, где мы остановились и прошу мне напомнить. Дочка напоминает – получается отрабатываем умение пересказывать.

4. Дети – большие эстеты. Поэтому воздействуем на зрительное восприятие – покупаем красивые книги, записываемся в библиотеку, ходим выбирать книги. Можно и нужно использовать и аудиокниги.

5. Не надо заставлять читать! Это очень большая ошибка. Сработает закон противодействия и то, что навязывается насильно, будет отторгаться.

6. Периодически я делала так: читая вслух, останавливалась, на каком-нибудь остром моменте и говорила, что по какой-то (уважительной) причине, читать дальше некоторое время не смогу, вот, если хочешь почитай немного сама (или сам), узнаешь продолжение! Провоцировала активное чтение.

7. Не торопите события. Все вышеперечисленные действия в итоге приведут к тому, что чтение ребёнок обязательно полюбит.