Найти тему

Франчайзинг в России – реальное положение вещей.

Не раз и не два я сталкивался с тем, что для большинства предпринимателей «Франчайзинг» понятие смутное – толком, что это такое, они не понимают. И потому либо боятся подступиться, не понимая до конца, либо ошибочно считают франчайзинг эдакой «Птицей Счастья»: курицей, несущей золотые яйца просто по факту. И тот и другой подход неверны.

Попробую объяснить вкратце, что такое франчайзинг вообще и какова ситуация с ним конкретно в России. Франчайзинг – это модель масштабирования бизнеса. Ее суть, если говорить простыми словами, в том, что ты находишь других предпринимателей, готовых работать с тобой и привлекаешь их к развитию твоего бизнеса и тренда. Заметили? В моем определении нет ничего про то, что вы будете сидеть на месте и смотреть, как капают деньги. Любая франшиза – это работа. Не чья-то вместо вашей, а совместная.

Франшиза – новая модель экономики (хотя ее прототипы можно найти даже в Средневековье). Почему сейчас наступило самое лучшее время для франшизы? Потому что наступила эра нового типа экономики – когда товар существует вкупе с услугой, и все это подчиняется определенным
стандартам. Просто произвести товар и положить его на прилавке уже
недостаточно. И вот с большинством требований современного рынка,
такими как стандартизация, глобализация, систематизация, обеспечение
услугами на определенном уровне, география (повсеместная доступность), диджитализация и так далее – справляется как экономическая модель, именно франчайзинг.
Так в чем состоит особенность франчайзинга именно в России (поскольку мы здесь живем и строим бизнес, будем говорить пока о ней)? К сожалению, и я сейчас говорю, исходя из того, с чем я постоянно сталкивался,
франчайзинг в России сейчас очень страдает от неверного понимания принципов работы, а еще от недобросовестных предпринимателей, которые сильно подкосили доверие к этой модели.


Построив не одну, а несколько крайне успешных франшиз («Море желаний», «Sun School», «Форт Фэмили») я с удивлением обнаружил, что многие предприниматели относятся к любым франшизам с подозрением. Меня это изумило до глубины души – как, не понимал я, можно не видеть перспектив и возможностей этой модели? Задавшись этим вопросом, я провел небольшое «расследование». И выяснил, что из-за нехватки информации и недобросовестности некоторых предпринимателей создается порочный круг: сначала во франшизы кидаются те, кто хочет «срубить бабла», думая, что будет как в сказке про Емелю, который на печи сидел, а за него все волшебная щука делала. Такие предприниматели обычно излишне торопятся, плохо просчитывают финансовую модель, не тратят время на изучение рынка, территорий, организуют систему спустя рукава, экономят и выпускают «сырой» материал. Как следствие – вся система рушится, их франчайзи несут убытки, в соцсетях и СМИ появляются новости про очередной «мыльный пузырь». И это отношение люди переносят на всю модель в целом, хотя дело тут именно в качестве исполнения. И потому многие опытные бизнесмены сторонятся франчайзинга, считая его полем для неопытных людей, ищущих быстрой выгоды. А между тем – правильно налаженная франшиза – очень стабильный, долгоиграющий бизнес с постоянно растущим доходом. Такое несоответствие меня выбило из колеи ненадолго, но потом я решил, что толку жаловаться на несправедливость нет, надо что-то делать самому, чтобы исправить ситуацию. Я считаю своим в каком-то смысле моральным долгом не просто строить успешные франшизы, но и везде где только можно, рассеивать мифы о них. Частично потому и решил вести этот блог – чтобы объяснять, что такое франшиза и как ее строить. Не хочу показаться пафосным, но да, еще в каком-то смысле «просвещать» предпринимателей, избавлять франшизу от той шелухи, что на ней налипла, показывать ее как есть – не как «палочку- выручалочку», а как успешную, перспективную и современную модель бизнеса, которая будет РАБОТАТЬ на вас, если вы сначала ПОРАБОТАЕТЕ, чтобы ее выстроить.