Новогодние каникулы 2018-2019 годов мы с дочкой решили провести подальше от дома, и выбрали славный город Санкт-Петербург… Предлагаю вам моё видение этого замечательного города!
Прошел Новый год, и настало 2 января, и пришло время уехать за пределы города, навестить окрестности, так сказать. Я выбрал две точки за пределами Петербурга, и первой стал остров Котлин. Тот самый, на котором расположен Кронштадт.
На синей ветке метро мы доехали до самой северной окраины города, там сели на маршрутку, что идет в Кронштадт и, спустя примерно минут сорок, вышли на въезде в город, на остановке 19-й квартал.
Путь в город лежал по трассе, что проходит по насыпи, через несколько островов, но любоваться северным морем нам не удалось – почти с самого утра сыпал небольшой снег, покрывая все белой пеленой.
Перешли трассу по развязке и сразу погрузились в лес, которым покрыта вся западная часть острова. Вдоль трассы расположены садовые участки, а сразу за ними полузаброшенная воинская часть, у ворот которой стоит крест.
Через все это, от трассы и на запад, ведет асфальтовая дорога, по которой мы и пошли. После воинской части, по правой стороне, расположено кладбище Кронштадта, и мы зашли на него, чтобы подойти к памятнику. И даже некоторое время прошли по кладбищу, по расчищенной аллее между могилами. Но вот она закончилась, и мы снова вышли на дорогу.
Слева же от дороги, в лесу, расположилась еще одна военная территория и аэродром. Все это мы прошли мимо. Кладбище закончилось – за ним стоит памятник погибшим морякам, а берег занят постройками погрузочного терминала компании Корунда, после которой лесная территория помечена как начало природного заказника «Западный Котлин».
Небольшая полоса леса закончилась и началась территория спортивного лагеря, заброшенного по большей части. Снимать тут было нечего и мы шли, пока асфальтовая дорога не закончилась небольшой разворотной площадкой, где руины старого форта заняты военными – тут расположена РЛС.
А сразу за ней дорога делает крутой поворот и упирается в крепостной вал форта Шанец. Уж его то мы осмотрели со всех сторон. Кстати тут полно народу – родители специально привозят сюда детей, чтобы те покатались на санках с шестиметрового заснеженного вала.
Сквозь крепостной вал устроен тоннель, и мы прошли через него. Там конечно висит табличка, но указано, что проезд запрещен, а не проход…
Сразу за валом – территория заказника «Западный Котлин». Здесь повсюду таблички, и почти сразу крепостной вал отделен от леса широким рвом, в котором замерзла вода. Надо сказать уютное место – будто речка в лесу.
Повернули по изгибу дороги и увидели деревянный настил с перилами, уходящий в сторону моря – это экотропа заказника. Вероятно летом тут приятно побродить, полюбоваться природой, но сейчас наш путь лежал прямо, к дальнему западному форту Риф.
И вели туда накатанная дорога. И это не смотря на то, что поперек тоннеля в крепостном валу стоит шлагбаум – видно где-то есть объезд и местные его знают…
Мы прошли по дороге с полкилометра и вышли к берегу моря – вот она, Балтика!!! Теперь мы с уверенность можем сказать, что побывали и на Балтийском море, пусть даже это его Финский залив, а до самой акватории еще две сотни километров.
По дороге шли долго, почти два километра, и на западной границе заказника мы уткнулись в забор, что окружает форт. Здесь и сторожка охранника, и собаки… Но вдоль забора на юг шла тропинка, и мы пошли туда. Вскоре мы вышли к берегу моря и увидели следы, идущие к форту Риф. Ну и пошли по ним конечно. Обогнули старый разрушенный волнами причал, остатки двухэтажного дома, а за ним и мыс с остатками каких-то сооружений, и увидели вдалеке форт Риф.
По берегу мы прошли еще немного в сторону оборонительного сооружения, но подходить вплотную не стали, ибо видно, что там есть охрана и еще один забор. Хотя табличка на первом говорила, что форт на реконструкции.
В общем посмотрели как есть, все сфотографировали, и пошли назад. Все той же дорогой дошли почти до кладбища, пока одна из машин не остановилась впереди нас – попросились подвезти и вот мы уже высаживаемся почти в центре города. Спасибо тому дяденьке водителю, что подвёз нас.
Высадились на ул. Зосимова, а потом по ул. Вишневского дошли до центра, к Соборной площади. Миновали часовню Тихвинской иконы, и вышли к каналу, окружающему центр города. Раньше эти каналы использовали как доки для ремонта кораблей, пока далеко за пределами города не построили новые верфи.
На берегу канала расположено Древо желаний – стальная конструкция, напоминающая дерево, с гнездом и птицами наверху. Закинули монетку, загадали желание и пошли вдоль канала к Екатерининскому парку.
Собственно парк это широкая полоса деревьев между каналом и улицей Советской, но тут есть несколько памятник, и в частности монумент адмиралу Беллинсгаузену.
Парк упирается в улицу Рошаля, где через канал перекинут мост, и рядом с ним стоит орудийная башня с судна капитана Тамбасова. Как гласит табличка, во время боя в башню попал вражеский снаряд, и боезапас начал гореть. Капитан Тамбасов, ценой своей жизни, стал выбрасывать горящие снаряды в море, не допустив взрыва корабля. Но сам погиб.
Перешли мост и оказались на Якорной площади, где расположен знаменитый Морской Никольский собор – самый большой в северных краях. Несмотря на толпы туристов мы все же вошли внутрь – изнутри он выглядит еще больше.
Задержались внутри ненадолго – еще кучу памятников надо осмотреть. Первый – памятник Ушакову у стен собора. Второй – памятник адмиралу Степану Макарову на Якорной площади.
За собором расположен памятный знак Триумф Русского флота в виде стены с мозаичный барельефом.
Справа от мемориала – осушенный канал и квадратный Доковый бассейн, соединяющий каналы с морем. Здесь несколько вариантов перейти сухой канал – по навесному мосту от собора или по дамбе у пруда.
Мы перешли по дамбе и оказались в парке Летний сад с большой детской площадкой, с горками, на краю которой растет высокий дуб. На табличке написано, что посажен адмиралом Макаровым в 1902 году.
Там же, в парке, есть еще несколько памятников, но мы подошли лишь к мемориалу погибшим на клипере Опричник.
Далее наш путь лежал по Петровской улице в сторону Петровского парке, где мы, первым делом, закупились сувенирами в большой магазине, а потом вошли в парк, прямиком к памятнику Императору Петру Великому.
Аллея от него выходит, в одну сторону, на улицу Макарова, а в другую – к причалам, где зимуют корабли Балтийского флота. И мы их увидели, хоть и несколько вдалеке. Конечно можно было подойти и ближе, но мы уже устали и несколько отсырели от постоянно идущего снега, и поэтому решили отправляться домой.
Вернулись к собору, перешли на ул. Рошаля и хотели пообедать в одном из местных кафе, но наплыв туристов огромный, а кафешек всего несколько, да и маленькие они… мест просто не было.
Вышли на площадь Восстаний, где должна была останавливаться маршрутка на Петербург, но остановки я тут не увидел. Спросили у местной женщины и она сказала, что лучше дойти до парка в центре, где у Дома быта точно есть остановка.
Мимо памятник морякам-подводникам Балтики и собора Владимирской иконы мы дошли до остановки, и вскоре уже ехали в Санкт-Петербург.
Путешествие выдалось хорошее. Но в Кронштадт надо еще раз приехать, чтобы посетить музей Флота и увидеть все памятники, ибо мы не осмотрели даже и половины.
Продолжение следует…