В разговорной практике человека особую роль играет субъективный фактор. О чем бы человек ни говорил и чтобы ни являлось предметом его высказываний, он не может уйти от своей личности, от своей оценки.
Носителями оценки могут быть специальные слова, постоянно несущие какую-то определенную оценочную мысль (Дурак! Прекрасно! Вздор! Никуда негодно!). Часто такие слова сочетаются с другими не несущими оценки (Дурацкий вопрос! Прекрасная идея! Вздорная мысль!). В качестве оценки могут быть слова с вторичным оценочным значением (тряпка - половая, тряпка - бесхарактерный; шляпа - одежда, шляпа - в поведении и т. д.). Немалое место в арсенале оценочных средств занимают различные словообразовательные элементы, придающие словам оценочные оттенки (человечек, человечина, домище, домик ит.д.).
Перечислять все группы оценочных средств нет необходимости. Главное надо помнить - оценочный фонд довольно велик и в речи он играет большое значение. В этом фонде особую роль играют интонация, мимика и жесты. Их часто называют невербальными оценочными средствами, они могут нести самостоятельное значение, а могут подчеркивать смысл слов или придавать им противоположное значение их обычному пониманию (""Ешь, ешь, посмотрим, каким ты вырастешь через год!"").
Практика показала, что восприятие на слух будет продуктивным лишь в том случае, если слушающий сам активно владеет набором невербальных оценочных средств. Понять другого - значит уметь стать на его место, на место его оценки, принимая ее или не принимая. В этом и состоит мудрость активного слушания. Умение понять говорящего сочетается здесь с глубиной своей оценки его действий, его позиции.
Последовательное изменение темпа речи и ее ритма, высоты голоса и силы его звучания, а также общего тембра дают возможность говорящему точно передавать свои мысли, а слушающему, учитывающему эти факторы, помогают лучше понять подтекст и истинную мысль говорящего.
Наиболее значимым для слушающего является учет логического ударения, выделения говорящим наиболее важного по смыслу слова. Логическое ударение может осуществляться несколькими способами и прежде всего более громким произношением логически ударного слова, замедлением его произношения, изменением тона или паузой перед этим словом.
Для слушающего важно знать, что для логического ударения используется свой лексический арсенал.