Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Нацики из СССР

В связи с разговором о неформальных тусовках 1980-х вспомнились такие диковинные персонажи, как советские... «фашисты» («фашики», «нацики»). Эта тусовка, в отличие от других, была крайне немногочисленной и, можно сказать, локальной. Небольшие группки «фашистов» были замечены в прибалтийских республиках, а также в нескольких крупных городах СССР – в частности, в Москве, Ленинграде, Львове. Сведения о социальном составе этих групп крайне противоречивы.

Материал автора В. Витальева в журнале «Крокодил». (с)
Материал автора В. Витальева в журнале «Крокодил». (с)

Так, одни исследователи утверждают, что типовой «фашик» - это юный маргинал – ПТУ-шник из неблагополучной семьи, тогда как их оппоненты полагают, что основную массу поклонников Гитлера составляли, как раз, отличники из «мажорной» среды. Думается, что верны оба варианта, ибо «неблагополучному» ПТУ-шнику было нечего терять в силу и без того низкого положения, а отличники-«мажоры» «выпендривались» за спинами влиятельных пап и тоже ничего не боялись.

Материал автора В. Витальева в журнале «Крокодил». (с)
Материал автора В. Витальева в журнале «Крокодил». (с)

Стоит сразу отметить, что «фашисты» не имели ничего общего с праворадикальным Обществом «Память», которое проповедовало черносотенно-монархические идеи, представляя в качестве идеалов не А.Гитлера и Б.Муссолини, а царей-охранителей Николая I и Александра III. Основу идеологии «памятников» составляло триединство «Православие, самодержавие, народность», и вряд ли русофилы-чернорубашечники нашли бы общий язык с поклонниками Третьего Рейха.

Материал автора В. Витальева в журнале «Крокодил». (с)
Материал автора В. Витальева в журнале «Крокодил». (с)

«Фашисты» считали себя апологетами германского фюрера, причём даже не столько самих его идей, сколько внешнего их оформления. Идейных наци среди них практически не было – всё вертелось вокруг пресловутой эстетики Третьего Рейха, но не реальной, а созданной талантами советских же (!) кино-мастеров. Реальная гитлеровская Германия была, скорее, скучной, нежели привлекательно-зловещей. Но местное нацьё об этом не знало.

Материал автора В. Витальева в журнале «Крокодил». (с)
Материал автора В. Витальева в журнале «Крокодил». (с)

В конце 1980-х было принято считать, что причина - в недостатках патриотического воспитания. Мол, в 1970-1980-х годах оно всё больше скатывалось в обязаловку и формализм. Подростково-юношеский «фашизм» 1980-х - это, в первую очередь, своеобразное стремление к «запретному плоду». Нередко «фашиками» становились вовсе не разбитные пацаны и уличные девчонки, а правофланговые отличники - «ботаники». О них автор публикаций В. Витальев почему-то не упоминает.

Материал автора В. Витальева в журнале «Крокодил». (с)
Материал автора В. Витальева в журнале «Крокодил». (с)

Устав от навязанной им правильности (в том числе и идеологической), они стремились бросить вызов всему миру. За этим стояло неукротимое желание «быть плохим», причём плохим настолько, чтобы все окружающие пребывали в глубоком шоке, а быть панками или металлистами им не хотелось по каким-то личным причинам. Некоторых попросту не привлекали «типовые» запретные плоды. Хотелось быь гадом-гадом.

Материал автора В. Витальева в журнале «Крокодил». (с)
Материал автора В. Витальева в журнале «Крокодил». (с)

О «советских фашистах» известно было очень мало – писать о них не рекомендовалось, ведь это не укладывалось в общую идеологическую концепцию воспитания молодёжи. Фашисты, поклонники Гитлера, согласно советской доктрине могли существовать только на растленном Западе наряду с дельцами, светскими бездельниками и «распоясавшейся военщиной». Об этом, кстати, упоминает и автор предложенной статьи.

Материал автора В. Витальева в журнале «Крокодил». (с)
Материал автора В. Витальева в журнале «Крокодил». (с)

За несколько лет прошло не более десятка публикаций, причём широко известны всего две. Это были статьи, посвящённые питерским «наци»: «Штандартенфюрер с Малой Охты», «Фюреры с Фонтанки» и «Паспорт со свастикой». Зато в доперестроечную эпоху не было недостатка в шокирующих слухах. То и дело в подростковой и юношеской среде возникала информация о существовании молодёжных групп, носящих свастики и справляющих день рождения Гитлера.

Материал автора В. Витальева в журнале «Крокодил». (с)
Материал автора В. Витальева в журнале «Крокодил». (с)

Считалось, что «фашики» бреют себе виски и носят белые рубашки с чёрными галстуками, а также чёрные брюки, заправленные в офицерские сапоги. То есть типовой образ «сов. нациста» радикальным образом отличался от британского скинхэда. Местные «пруссаки» копировали вовсе не своих западных соратников, а …типового киношного эсэсовца. Да и цели у тамошних скинов резко отличались от забот и чаяний питерских, московских или прибалтийских «партайгеноссе»…

Материал автора В. Витальева в журнале «Крокодил». (с)
Материал автора В. Витальева в журнале «Крокодил». (с)

Несмотря на то, что «фашики» не устраивали массовых погромов или иных масштабных вылазок, молва приписывала им всевозможные преступления, вроде планов по взрыву Мавзолея В.И.Ленина. Действительность была, конечно же, гораздо скромнее. В 1979-1982 гг. группка молодёжи со свастиками устраивала нечто, вроде манифестаций, посвящённых дню рождения Гитлера.

Материал автора В. Витальева в журнале «Крокодил». (с)
Материал автора В. Витальева в журнале «Крокодил». (с)

На эти выходки общество отреагировало, разумеется, негативно, но дело было, по сути, замято, ибо поговаривали, что в праздновании оказались замечены отпрыски из солидных семейств. Куда же потом делись «нацики»? Одни - тупо сели за хулиганство и другие преступления, никак не связанные с нацизмом; те, что не бандитствовали - растворились в новообразованных праворадикальных партиях и группках, а третьи - просто «переросли» своё увлечение Штирлицем.

Зина Корзина (с)

https://zina-korzina.livejournal.com/386317.html

СССР
2461 интересуется