В Московской консерватории им. Чайковского творится магия. Конечно, благодаря новогоднему настроению, украшениям и ёлкам с шарами она сейчас везде. Но здесь, на сцене с органом, вот уже не первый раз творится нечто такое, что заставляет тебя стать немного мягче, даже нежнее, не только к соседу с заднего ряда, шуршащему фантиками, а и по отношению к себе, чья жизнь пролетает, как смычок над скрипкой Алексея Айги. Так, через музыку и стихи разных поэтов в исполнении Сергея Чонишвили, Даниила Страхова и Сергея Шнырёва публика смотрит на мимолётность человеческой жизни и невольно задумывается о скоротечности своей собственной. А место ли в ней этим фантикам, когда тут… рождение, становление, юношеский максимализм, любовь, родительство, взросление и смерть. Всё сразу. А проходит лишь два часа в окружении «Магии музыки. Магии слова».
На сцене новогодняя ёлка. В ожидании начала замерли инструменты ансамбля «4'33"», большой экран и большой оргАн. Первыми к публике вышли музыканты и разом окутали волшебным музыкальным покрывалом весь зал. Незаметно появился первый герой и голосом Сергея Чонишвили стал рисовать на этом покрывале узоры творчества Серебряного века, меняя, к примеру, блоковское «вино» на «питьё» в стихотворении «Поэты».
«Мне не хватает нежности в стихах, А я хочу, чтоб получалась нежность,» — со словами Бориса Рыжего на устах Даниил Страхов появился из народа, идя на сцену из глубины зала… поэты ж разные нужны, один надменны и важны, другие из народа. Вот так, послушав полчаса качественное исполнение великих строк под музыку в исполнении автора, начинаешь сам думать и говорить ритмично, складывая мысли в рифму.
Сергей Шнырёв ожидаемо вошёл в сцену представления героев-поэтов со стихами Бахыта Кенжеева: «Прекрасно служение музе: Ведь кисть, и резец, и орган Куда безопаснее «узи», Гуманней, чем добрый наган…».
Монологи в стихах, как диалог эти трёх героев, то они из рабочих кварталов, то вторят друг другу, то спорят, ведь «в каждом пиите гармонии мощный заряд». И музыка подхватывает слово, скрипкой и роялем ведёт своё соло, свою партию в этом споре, который язык не повернётся назвать по-новомодному «батлом». Орган и экран работают в связке. На экране подсказки для зрителя ― плавающие образы от режиссёра Натальи Семёновой. С ними согласился музыкант Константин Волостнов, но сошлись ли эти образы с теми, что рождались у зрителя в результате мощного музыкально-литературного прессинга? Человеческий поиск смыслов вечен. Каждое новое поколение начинает его заново. Из метаморфоз бытия ведёт свою историю новый поэт, музыкант, художник, артист… кто ты будешь такой, выбирай поскорей.
«Слей в чашку океан, лес чисто подмети. Отныне ничего в них больше не найти.» Вроде слова безысходности, но океан переливается солнечным светом в органных трубах и успокаивает слушателей. Но на экране снова противоречие, зачёркивающее надежду. Орган звучит неглубоко, где-то тут, на поверхности, как бы показывая всю внешнюю составляющую жизни, человека, любого предмета. Внешнее ― первое, что мы видим, за что любим, и о чём потом будем видеть сны, выпуская на свободу воспоминания. Они взлетают, как голубь, как воздушный шар, как ангел, мимо отрытого окна и закрытой клетки.
«Время бежит, но не в часах, а прямо.» Иосиф Бродский
«Как мы с тобой угадали страну, Где нам родиться!» Александр Кушнер
«В России расстаются навсегда. В России друг от друга города столь далеки, что вздрагиваю я, шепнув "прощай". Рукой своей касаюсь невзначай её руки. Длинною в жизнь любая из дорог.» Борис Рыжий
«Терзай меня ― не изменюсь в лице. Жизнь хороша, особенно в конце, Хоть под дождём и без гроша в кармане, Хоть в Судный день ― с иголкою в гортани.» Арсений Тарковский
А вы знаете, что при определённом ритме света человеку может стать плохо, вплоть до летального исхода? Завести сердце музыкой и светом так, что захотелось вторить герою-поэту, но не стихами, а танцем, пуститься в горячее танго, не дожидаясь партнёра, танцевать руками, взглядом, мыслью… К этому моменту герои выросли и пошли совсем другие стихи, совсем другая музыка. От любви к безразличию. Орган будто перебирает струны в моей голове, в душе, копается внутри, выворачивая наизнанку, и найдя нужную ниточку, наматывает на клубок, чтобы снова связать. Только это будет уже новая жизнь. Жизнь наших детей, новых поколений, которые снова придут к творчеству тех, чьи стихи звучали со сцены Московской консерватории им. Чайковского в литературно-музыкальном спектакле «Магия музыки. Магия слова».
Прихожу в себя, ваша Анжелика ЛУКИНА
Фото проекта «САМи» (Содружество Актёров Музыкантов и...)
P.S. За такой новогодний подарок спасибо сообществу московских блогеров "Москва люблю".