Найти тему
starcom68

Один день в Вытегре. От подводной лодки до маяка. Показываю основные достопримечательности городка

То Беломорский смерть-канал,
Его Акимушка копал,
С Ветлуги Пров да тётка Фёкла.
Великороссия промокла
Под красным ливнем до костей
И слёзы скрыла от людей,
От глаз чужих в глухие топи…
Николай Клюев

Утром мы немного повозились с такелажем яхты, пришвартованной у пирса гостиницы "Wardenclyffe Volgo-Balt", позавтракали, а потом отправились осматривать достопримечательности города. О том как мы вчера добрались до Вытегры и спускали яхту на воду я писал ранее.

Как вы думаете, какая главная достопримечательность этого небольшого городка на трассе Мариинской водной системы, а ныне Волго-Балта? Правильно, это...

дизель-электрическая подводная лодка Б-440, навечно пришвартованная к берегу по среди лесов и рек Русской равнины. Удивительное сочетание, не правда ли? Подводная лодка 641 проекта после окончания службы не отправилась на слом, а была превращена в интереснейший музей, доступный всем категориям посетителей.

-2

В 2003 году было принято решение установить подлодку в качестве музея г. Вытегра. В 2003 году началось, а в 2005 году на Кронштадском морском заводе закончилось переоборудование лодки в музей. Большая часть отсеков сохранена полностью, остальная часть использована для музейной экспозиции (аккумуляторные отсеки). В Вытегорском заливе произведены дноуглубительные работы — необходимое условие для приема судна, которое ошвартовалась у береговой черты. В Вытегру подводная лодка была доставлена по акватории Ладожского и Онежского озёр. 10 декабря 2005 года подводная лодка стала базой для Музея боевой славы моряков.

-3
 Странные виды
Странные виды
Подводную лодку можно осмотреть как снаружи, так и поднявшись на ее палубу
Подводную лодку можно осмотреть как снаружи, так и поднявшись на ее палубу
А затем мы спускаемся вовнутрь лодки... Подробный репортаж о посещении этого музея я сделаю позже.
А затем мы спускаемся вовнутрь лодки... Подробный репортаж о посещении этого музея я сделаю позже.

После осмотра подводной лодки немного прогуляемся и посетим бывший Речной вокзал Вытегры, напротив которого расположена парковка для посетителей подлодки-музея. Судя по всему, речной вокзал построен в первой половине 60-х одновременно с Вытегорским гидроузлом и до прекращения активного речного сообщения выполнял роль речных ворот города. Еще совсем недавно отсюда ходили Кометы в Петрозаводск. Ныне его, обращенный к музею фасад, выглядит несколько заброшенным. Однако, цветы на подоконниках говорят о том, что внутри еще теплится жизнь.

Обойдем здание и осмотрим фасад, выходящий к Волго-Балтийскому каналу. Здесь помимо антенны задние еще украшает аншлаг Музея подводной лодки и традиционное наименование города.
Обойдем здание и осмотрим фасад, выходящий к Волго-Балтийскому каналу. Здесь помимо антенны задние еще украшает аншлаг Музея подводной лодки и традиционное наименование города.
Пустынный причал на канале, а ведь когда-то здесь сновали пассажирские суда
Пустынный причал на канале, а ведь когда-то здесь сновали пассажирские суда
Еще один вид на фасад и пора бежать, меня заждались.
Еще один вид на фасад и пора бежать, меня заждались.

После вокзала отправляемся в Краеведческий музей Вытегры, расположенный в цокольном этаже обыкновенной пятиэтажки рядом с продовольственным магазином. Находится он недалеко от подводной лодки и при желании туда можно пройти пешком. Про музей я также расскажу отдельно, но для затравки несколько фото из его залов. Отдел археологии. Тут я рассказал как в каменном и бронзовом веке делали шлифованные топоры, но мне мужики не поверили: Это? В ручную? Да иди ты...

Интересный экспонат: чугунная пушка на деревянном лафете. Лафет до боли напоминает лафет пушки из Изборского музея, куда она попала из Псково-Печорского монастыря. К этой теме я также вернусь. Лафет того стоит.
Интересный экспонат: чугунная пушка на деревянном лафете. Лафет до боли напоминает лафет пушки из Изборского музея, куда она попала из Псково-Печорского монастыря. К этой теме я также вернусь. Лафет того стоит.
Шлем командира бронекатера № 210 Онежской флотилии лейтенанта Ивана Чеботарева. Погиб 22 августа 1943 года в бою в Мариинском канале в районе Ошты.
Шлем командира бронекатера № 210 Онежской флотилии лейтенанта Ивана Чеботарева. Погиб 22 августа 1943 года в бою в Мариинском канале в районе Ошты.

После музея едем в старый центр города и паркуемся на Красной Горке рядом с храмом Сретенья Господня.

Первым каменным сооружением в Вытегре стал Сретенский собор на левом берегу реки Вытегра освященный в 1788 г., но уже в 1801 г. храм был разобран (из-за ошибок в закладке фундамента на стенах и сводах храма образовались большие трещины).
20 июля 1869 г. на месте, где находился первый каменный собор, был установлен новый мощный гранитный фундамент. Пятикупольное массивное здание храма в плане имеет форму креста. Главный алтарь храма освящён в честь Сретения Господня. Слева и справа от главного алтаря расположены два боковых придела – Успения Божией Матери и свт. Павла исповедника, епископа Прусиадского. Храм имеет три входа: западный, северный и южный. С западной стороны храма расположена шатровая колокольня. Открытие храма и освящение бокового придела во имя свт. Павла исповедника было приурочено к 100-летнему юбилею Вытегра 20 декабря 1873 г.
-14
Последние 80 лет храм использовался вытегорским музеем для экспозиций.
В 1998 г. главный алтарь храма и боковые приделы были освобождены музеем, и переданы православной общине для совершения богослужений.
В 2004 г. на куполах храма вновь установлены кресты. В 2006 г. была перекрыта кровля храма, покрашены купола.
Источник
-15

В парке на Красной Горке рядом с храмом Сретенья господня расположена небольшая часовня, построенная в 1881 году и освященная Исаакия Далматского. Часовня изначально располагалась на Беседной Горе (южные окраины Вытегры). В настоящее время перевезена и установлена в центре Вытегры на Красной Горке, являющейся обязательным объектом посещения всех свадебных кортежей города.

-16

А рядом с часовней 27 августа 2016 г. был открыт памятник «олонецкому ведуну», русскому поэту Николаю Клюеву, уроженцу вытегорской земли.
Николай Алексеевич Клюев родился 10 (22) октября 1884 в деревне Коштуги Олонецкой губернии, расcтрелян между 23 и 25 октября 1937 в Томске. Русский поэт, представитель новокрестьянского направления в русской поэзии XX века.

На Красной Горке встречаемся с представителем музея "Водные пути Севера" и в неурочный час отправляем на его осмотр. Пять минут ходьбы и мы подходим к зданию бывшей электростанции, расположенной на старом Мариинском канале.

-17
 Музей открыт в 1982 г. в историческом здании бывшего машинного отделения первой гидроэлектростанции Вытегры. Экспозиция музея посвящена истории строительства и развития знаменитого Волго-Балтийского водного пути, который проходил от Санкт-Петербурга до Рыбинска через целую систему каналов и шлюзов.
Музей открыт в 1982 г. в историческом здании бывшего машинного отделения первой гидроэлектростанции Вытегры. Экспозиция музея посвящена истории строительства и развития знаменитого Волго-Балтийского водного пути, который проходил от Санкт-Петербурга до Рыбинска через целую систему каналов и шлюзов.
В музее представлены макеты и фотографии первых деревянных и современных железобетонных сооружений шлюзов; модели кораблей; произведения искусств, связанные с жизнью водного пути и др. Особенной гордостью музея являются диорамы, на которых изображены процессы стройки шлюза конца XVIII в., а так же работа бурлаков на канале.
В музее представлены макеты и фотографии первых деревянных и современных железобетонных сооружений шлюзов; модели кораблей; произведения искусств, связанные с жизнью водного пути и др. Особенной гордостью музея являются диорамы, на которых изображены процессы стройки шлюза конца XVIII в., а так же работа бурлаков на канале.
А вот и макет современного шлюза Волго-Балта. К нему мы еще вернемся, но уже в натуре.
А вот и макет современного шлюза Волго-Балта. К нему мы еще вернемся, но уже в натуре.

После музея, про который еще будет отдельный репортаж, по Ленинградскому тракту проходим на Сиверский мост и осматриваем старое русло Вытегры ниже ГЭС, на которой мы только что бывали. Старый шлюз Мариинской системы скрыт от нас за зданиями и деревьями слева. Зато здесь видны сооружения, причал и суда Ремонтно-отстойного пункта Вытегорского района гидросооружений и судоходства. А справа возвышается "маяк" гостиничного комплекса "Wardenclyffe Volgo-Balt".

-21
 Вид чуть с другого ракурса
Вид чуть с другого ракурса

От Сиверского моста возвращаемся к брошенным на Красной горке машинам и уже на них отправляемся на новый Шлюз № 1 Волго-Балтийского канала, где наблюдаем процесс шлюзования.
Волго-Балтийский водный путь ключевое звено единой глубоководной транспортной системы Европейской части России, обеспечившее соединение водных путей, выходящих к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Чёрному и Азовскому морям.

-23

В мае 1961 г. состоялось открытие Вытегорского (№ 1; шлюз № 1, ГЭС № 31) гидроузла. Вытегорский. Шлюз № 1 имеет напор 13,1 м, камеру 270 × 17,8 м. Вытегорская ГЭС № 31 - мощность 1,52 МВт. Про это гидротехническое сооружение смотрите отдельный репортаж здесь.

-24

Видео прохождения шлюза буксира сбаржой

-25

Наглядевшись на большие суда, возвращаемся к нашему паруснику, пришвартованному у пирса "Wardenclyffe Volgo-Balt". Солнце садится, а надо поделать еще кое-какие дела.

-26

По соседству грузилась моторка, вся утыканная удочками. Местный парнишка, забрав двух туристов из Питера, повез их на рыбалку. именно от него мы узнали, что рыбу здесь ловят не на обычные блесна, а на резиновых рыбок (как из набора "животные" купленном при Советской власти в Детском мире) Только рыбки сильно большие, цветные и все утыканы крючками. Несмотря на выходной день, мы чудом успели приобрести пару таких и одна нам в дальнейшем принесла удачу. А вторую кто-то выпустил на волю у пирса.

-27

Тут же выяснилось что насос к шлюпке мы забыли дома, пришлось покупать и его. Потом выяснилось, что мотор на шлюпку только дымит, но не тянет. Пришлось покупать нового японца, а старый, советский, отправился обратно на Мазде в Пермь. Наверное в музей. В общем, различные фейлы начались практически с первого дня спуска яхты на воду.

 В лучах заходящего солнца маяк выглядит особенно величественно
В лучах заходящего солнца маяк выглядит особенно величественно
Да и Денис тоже не плохо
Да и Денис тоже не плохо
Пока не село солнце отправляемся на маяк посмотреть самим и показать ребенку окрестности
Пока не село солнце отправляемся на маяк посмотреть самим и показать ребенку окрестности
-31
У причальной стенки Ремонтно-отстойного пункта Вытегорского района гидросооружений и судоходства пришвартован большой линейный буксир МБ-1212, изготовленный на Пермском судостроительном заводе "Кама" в 1988 году. Судно класса "река-море" с усиленным ледовым корпусом. Порт приписки: Санкт-Петербург. Не эксплуатируется.
У причальной стенки Ремонтно-отстойного пункта Вытегорского района гидросооружений и судоходства пришвартован большой линейный буксир МБ-1212, изготовленный на Пермском судостроительном заводе "Кама" в 1988 году. Судно класса "река-море" с усиленным ледовым корпусом. Порт приписки: Санкт-Петербург. Не эксплуатируется.
Главная задача было не упустить непоседливого ребенка через хлипкие перила вниз. Денис справлялся с этим образцово, хотя странным способом. Внизу виднеется фрагмент крыла Вытегорского политехнического техникума, размещенного в доме Лопарева 1902 года постройки.
Главная задача было не упустить непоседливого ребенка через хлипкие перила вниз. Денис справлялся с этим образцово, хотя странным способом. Внизу виднеется фрагмент крыла Вытегорского политехнического техникума, размещенного в доме Лопарева 1902 года постройки.
-34

Видео - как мы гуляли по маяку

И виды с маяка

Вид с маяка на старое русло Вытегры. У причальной стенки Ремонтно-отстойного пункта Вытегорского района гидросооружений и судоходства буксир "Тенгиз". Буксир построен в 1960 году в Финляндии. Водоизмещение 274 тонны. Порт приписки - Санкт-Петербург. На дальнем плане проглядывает заход в камеру старого шлюза с еще деревянными стенками.
Вид с маяка на старое русло Вытегры. У причальной стенки Ремонтно-отстойного пункта Вытегорского района гидросооружений и судоходства буксир "Тенгиз". Буксир построен в 1960 году в Финляндии. Водоизмещение 274 тонны. Порт приписки - Санкт-Петербург. На дальнем плане проглядывает заход в камеру старого шлюза с еще деревянными стенками.
Заходим в помещение маяка на самом верху. Здесь как и положено - горит фонарь. Только все это конечно для антуражу, ведь здание гостиницы построено совсем не давно и стилизовано под маяк.
Заходим в помещение маяка на самом верху. Здесь как и положено - горит фонарь. Только все это конечно для антуражу, ведь здание гостиницы построено совсем не давно и стилизовано под маяк.

Черно-белая серия

-37
Спускаемся в помещение под "фонарным залом". Здесь расположена библиотека.
Спускаемся в помещение под "фонарным залом". Здесь расположена библиотека.
-39
И еще несколько черно-белое фото на улице. Одиночество.
И еще несколько черно-белое фото на улице. Одиночество.
-41
День заканчивается в ресторане "Wardenclyffe Volgo-Balt". Сегодня футбола не будет.
День заканчивается в ресторане "Wardenclyffe Volgo-Balt". Сегодня футбола не будет.

Продолжение следует

Оригинал репортажа смотрите завтра в моем блоге starcom68.

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзене.

#музеи #вологодская область #маяки #отели #автопутешествия #яхтинг #экскурсии