Так А.С.Пушкин охарактеризовал одного из представителей своего рода. Гаврила Григорьевич Пушкин, двоюродный племянник опричника Семёна Пушкина, – личность яркая и замечательная. Здесь, помещён, конечно, не его портрет (увы, как он выглядел, мы не знаем, но, наверное, примерно так). Родился он около 1560 года и, видимо, с юности находился вблизи царского двора. Об этом мы можем судить по его браку с Марьей Мелентьевой Ивановой. Отцом её был дьяк Мелентий Иванов, а вот матерью, по всей вероятности, полулегендарная Василиса Мелентьева.
Сделаем небольшое отступление. О Василисе пишет Н.М.Карамзин: «Шестою Иоанновою [Ивана Грозного] супругою, или, как пишут, женищем [любовницей]— была прекрасная вдова, Василисса Мелентьева: он, без всяких иных священных обрядов, взял только молитву для сожития с нею!» Некоторые историки отрицают её существование, но с Карамзиным спорить трудно. Знаменитым имя Василисы сделал А.Н.Островский, написавший одноимённую драму. Судьба её известна мало, прожила она с Иваном недолго и то ли умерла, то ли была насильно пострижена (существуют всякие версии, вплоть до того, что царь, застав Василису с молодым возлюбленным, его убил, а её живой похоронил вместе с ним).
Тем не менее, есть любопытнейший документ. В подлинных писцовых книгах по Вяземскому уезду XVI в. значится: «Государь и великий князь Иван Васильевич всея Русии летом 7087 (1579) года... поместьем пожаловал Федора да Марью Мелентьевых детей Иванова в вотчину». Это неслыханно щедрое пожалование, несомненно говорит, об особом положении «дьяковых детей». Таким образом, женат Гаврила Григорьевич Пушкин был, вероятнее всего, на падчерице Ивана Грозного! Интересно, что вторая жена Гаврилы Пушкина Анна Васильевна Колтовская (Марья умерла в 1605 году) была, очевидно, родственницей другой Анны Колтовской – четвёртой жены Грозного.
При Грозном Пушкин всё же больших постов не занимал, хотя и был достаточно заметен, при Годунове, как и все Пушкины, попал в опалу (в трагедии поэт назовёт Гаврилу «опальным изгнанником»), а вот Лжедмитрия поддержит и при нём выдвинется.
А.С.Пушкин напишет: «Это он и Плещеев своей неслыханной дерзостью обеспечили успех Самозванца». Гаврила вместе с Наумом Плещеевым вызвался доставить в Москву грамоту первого Лжедмитрия (в ней Самозванец извещал о своем спасении, доказывал свои права на Московский престол и вспоминал всё то зло, что причинил ему Годунов). 1 июня 1605 г. они прочли её в Красном Селе, а потом отправились в Москву и, по требованию народа, прочитали с Лобного места, при звоне колоколов. После чего последовало воцарение «Димитрия Иоанновича». За оказанную услугу Лжедмитрий сделал Пушкина великим сокольничим и думным дворянином. Впоследствии Гаврила «сидел под дружками» на свадьбе Лжедмитрия с Мариной Мнишек.
После падения самозванца Гаврила Пушкин - видный деятель Смутного времени: воюет против Тушинского вора и Болотникова, сражается в Клушинской битве, когда русские войска потерпели сокрушительное поражение от поляков, после разгрома через леса и болота бежит в Москву, где участвует в насильственном пострижении царя Василия Шуйского в монахи, подписывается под грамотой Московской Боярской Думы послам, чтобы они ехали в Вильно к королевичу Владиславу и просили его поспешить с приездом в Москву.
Однако затем примыкает к ополчению. В 1612 г. он был послан в Троицкий монастырь с поручением к монастырским властям отправить увещание, чтобы «все православные христиане, соединясь, промышляли над польскими и литовскими людьми и над теми врагами отечества, которые завели смуту». Во время венчания на царство Михаила Фёдоровича Романова Пушкин никак не хотел оказаться «меньше» князя Пожарского.
Продолжает занимать высокие посты он и при новом царе: был воеводой, участвовал в подготовке отпора польской интервенции, в 1618 г. возглавил Челобитный приказ. В 1619 г. в составе торжественного посольства Гаврила Пушкин встречал вернувшегося из польского плена государева отца Филарета Никитича Романова. Многие историки считают это «началом конца» Гаврилы Пушкина. Филарет чтил память царя Василия Шуйского (их судьбы были сходны) и отстранил Пушкина от управления приказами. В 1626 г. Гаврила был «отпущен в деревню», где и умер, приняв перед смертью монашество с именем Герасима.
Продолжение следует! Голосуйте и подписывайтесь на мой канал.
Навигатор по всему каналу здесь
«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь