На популярном советском плакате Вождь сидит в своем кабинете, склонившись над какими-то важными документами. Настольная лампа мягко освещает знакомый профиль; Иосиф Виссарионович сосредоточен и серьезен. Под плакатом – надпись: «О каждом из нас заботится Сталин в Кремле». Хотя, рабочее расписание генсека – едва ли не главный камень преткновения его сторонников и противников.
Посему одни утверждают, что Сталина интересовали только попойки с товарищами по партии и хорошее вино, а другие настаивают, что советский лидер работал 24/7 и не позволял себе ни малейшей слабости. Как обычно, истина где-то посередине. Тем более, что защищая свою позицию, обе стороны рассматривают рабочий день Вождя с разных сторон.
До самоубийства второй супруги Иосиф Виссарионович предпочитал работать в Кремле, и на дачу в Успенском выезжал лишь летом. Тогда он еще позволял себе послеобеденный сон и работал сравнительно немного. Но после смерти Надежды Аллилуевой все больше времени он проводил на «ближней даче» в Кунцево, а в Кремле принимал чиновников. Приемы начинались после обеда; противники Сталина любят вспоминать, что принимал он не более 5-6 человек в день, но это правда лишь отчасти: иногда он принимал 20 и более человек. Все данные легко проверяются – доступ к журналам посещений открыт для всех.
Сталин вообще был «совой». Под его предпочтения приходилось подстраиваться и соратникам по партии. Жуков вспоминал:
Работал он, главным образом, в вечернее и ночное время. Вставал не раньше 12 часов дня. Приспосабливаясь к распорядку дня И. В. Сталина, до поздней ночи работали ЦК партии, Совет Народных Комиссаров, наркоматы и основные государственные и планирующие органы.
В общем, как бы там ни было, на пристрастия Вождя никто не жаловался и его привычек не нарушал. Он вообще был человеком замкнутым: за границу выезжать не любил, привычки менял неохотно, в чем его сегодня и обвиняют. Работе «с кадрами» Сталин действительно предпочитал самообразование, все вопросы, касающиеся политики, решал во время кремлевских приемов или обедов на даче в Кунцево. Светлана Аллилуева и приемный сын Сталина Артем Сергеев очень хорошо помнили, что в кабинете отца всюду громоздились стопки самых разных книг: металлургия, химия, горное и военное дело… Вождь прочитывал как минимум 500 страниц в день и даже во время летнего отпуска и лечения, когда супруга интересовалась его самочувствием, просил присылать учебники, забывая рассказать Надежде Сергеевне о своих делах.
Когда же началась Великая Отечественная война, режим работы стал еще жестче. 15-16 часов напряженного труда были нормой для Вождя, и работал он по-прежнему ночью. В самом начале войны для него в Кунцево оборудовали бункер, и Иосиф Виссарионович перестал выезжать даже в Кремль. Кстати, это обстоятельство часто списывали на растерянность и панику советского лидера в первые десять дней после начала войны. Однако в это время он по-прежнему напряженно работал.
Вам может быть интересно:
Как построить коммунизм без Сталина
Самая крупная утечка информации в СССР
Пять главных ошибок Первой чеченской