В течение более 200 лет Парфянское царство было для римлян не прекращающейся проблемой. Её надо было как-то решать, сильное государство у восточных границ Рим не устраивало.
Но сначала в 53 году до н.э. парфяне цинично уничтожили армию Марка Красса при Каррах, потом сильно накостыляли Марку Антонию в 36-ом. Он хотел, прежде всего, вернуть потерянные Крассом легионные орлы. Римлянам было невыносимо мучительно осознавать, что орлы находятся в парфянских храмах.
Разгрома Антонию избежать удалось, но легионы понесли тяжёлые потери и отступили. По скромным подсчётам погибло около 28 тысяч солдат.
В 20 году до н.э. был достигнут относительный успех, правда, больше дипломатический. Тиберий прибыл в Мессапотамию с внушительной армией и своей уже сложившейся славой полководца. У парфян тогда была внутренняя смута, и воевать при всех этих условиях они не решились.
Зато вернули орлов и вроде как заключили мир. Потом многие принцепсы планировали окончательно решить «парфянский вопрос», но дальше мечтаний дело не заходило.
Успех пришел лишь в Парфянской войне 161-166 годов Марка Аврелия. Император-философ послал командовать войсками своего брата и соправителя Луция Вера. Но братишка всё время провёл в развлечениях и пирушках в Антиохии, а легионами командовали полководцы, в основном, Авидий Кассий.
Такие силы римляне, пожалуй, больше нигде не собирали. Это была огромная армия из 15 легионов, вместе со вспомогательными частями -- 150 тысяч бойцов. Здесь были и I Минервы, и III Галльский, и V Македонский, VI Железный и другие славные части...
Мощным катком они прошли по Междуречью, захватили и разграбили парфянские столицы – Селевкию и Ктесифон. Война закончилась, но победу одержала чума. Легионеры подхватили её в Ктесифоне и разнесли по всей империи, эпидемия продолжалась до конца века, погибла треть населения и император Марк Аврелий.
Несмотря на тяжёлый удар, Парфия выстояла, но с этого времени была уже обречена. Началось «естественное разложение», страну раздирали сепаратисты, и в 227 году Парфянское царство скончалось. Но римлянам от этого легче не стало, потому что на его место заявился новый, молодой и энергичный сосед – Сасанидская империя.