На основании части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессиях) концессионным соглашением может предусматриваться плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения - «концессионная плата».
Концессионная плата может быть установлена в различных формах - твердая сумма платежей, доля от получаемых концессионером доходов/продукции в ходе осуществления деятельности или передача имущества в собственность концедента.
При этом концессионным законодательством закреплено, что концессионная плата в форме твердой суммы денежных средств подлежит внесению (периодически или единовременно) в бюджет соответствующего уровня[1].
Указанное правило сформулировано в императивной форме и не предполагает каких-либо вариантов толкования. Однако на практике может возникнуть необходимость применения иного порядка направления платежей.
Например, в случае заключения концессионных соглашений в отношении объектов тепло- и водоснабжения при определении размера концессионной платы могут быть учтены не исполненные на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения долговые денежные обязательства ГУПов (МУПов) и учреждений, имущество которых передается в концессию[2].
Суммы на покрытие долгов как часть концессионной платы будут подлежать, согласно императивно установленному правилу, внесению в бюджет. Однако такое «посредничество» бюджета публично-правового образования может препятствовать эффективному использованию указанных средств.
Денежные средства на покрытие описанных выше долговых обязательств по своей сути имеют целевую направленность. Но, попадая в бюджет, они обезличиваются[3], становясь частью общей массы денежных средств, которые в последующем распределяются по установленным заранее статьям расходов.
В силу сложности бюджетно-правовых процедур (планирование бюджетных средств, как правило, осуществляется на следующий год с ограниченной возможностью включения «непредвиденных» расходов в текущий план), а также в условиях бюджетного дефицита, который присутствует в преобладающей доле субъектов РФ и муниципалитетов и зачастую является причиной перераспределения бюджетных средств в пользу более приоритетных расходов, создается риск того, что долги не будут выплачены (или будут выплачены с серьезной задержкой, в том числе увеличивая штрафные санкции по ним). Такая ситуация может оказать негативное воздействие на реализацию концессионного проекта. В связи с чем возможность направления такой части концессионной платы, имеющей явную целевую направленность, напрямую должнику или даже его кредиторам представляется, более эффективным механизмом.
Еще одним примером, подтверждающим целесообразность направления части концессионной платы третьему лицу, минуя бюджет, является ситуация, когда концедент берет на себя обязательства по подготовке какой-либо технической документации по проекту, например, проектной документации. В силу все той же сложности бюджетных процедур и ограниченности бюджетных ресурсов могут возникнуть сложности со своевременной выплатой необходимых средств. В то же время расходы на подготовку можно возложить на концессионера через механизм концессионной платы, а гарантией подрядчика по надлежащей оплате работ станет закрепленная в концессионном соглашении обязанность по направлению ему денежных средств напрямую, минуя бюджет.
Но в настоящий момент такое отклонение от императивно установленного правила невозможно, отсутствует правовое основание направления концессионером денежных средств, составляющих концессионную плату, третьим лицам.
Представляется, что затрагиваемый в настоящей статье вопрос является отличной пищей для размышления с точки зрения права. Ведь концессионное соглашение по своей природе представляет гражданско-правовой договор и направление в соответствии с соглашением средств именно в бюджет обусловлено лишь особым имущественно-правовым статусом публичной стороны, а не публично-правовой обязанностью такого внесения концессионером. Ввиду этого встает вопрос, почему бы концессионеру в соответствии с нормами гражданского права, в том числе регулирующими отношения, складывающиеся между сторонами концессионного соглашения, не исполнить обязательство в пользу третьего лица (за концедента) в счет своего обязательства по выплате концессионной платы концеденту?
[1] Пункт 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
[2] Часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»
[3] См. принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (статья 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Материал подготовлен экспертами юридической компании P&P Unity