В конкурсных концессиях плата концедента является критерием конкурса[1]. При запуске проекта посредством «частной инициативы» согласование такого условия происходит в форме переговоров, а не подачи конкурсного предложения. Создается впечатление, что установление платы концедента без ее «отыгрывания» потенциально нарушает конкуренцию. А формулировка закона о критерии конкурса иногда «читается» участниками проекта очень узко и может привести к выводу о невозможности запуска концессий с бюджетным участием посредством «частной инициативы».
Полагаем, что вряд ли законодатель планировал установить разный набор условий концессии в зависимости от процедуры заключения – конкурс или «частная инициатива» (кстати, есть еще и возможность запуска федеральных проектов вообще без каких-либо конкурентных процедур). По крайней мере, такой подход не вытекает из закона о концессионных соглашениях. В противном случае, мы видимо явное ограничение прав частных лиц на запуск концессионных проектов посредством «частной инициативы», что ставит вопрос о соответствии такого подхода общеправовым принципам.
К вопросу о нарушении конкуренции можно отметить следующее. В рамках процедуры «частной инициативы» конкуренция обеспечивается за счет публикации на продолжительный срок предложения инициатора проекта (вместе с условиями о плате концедента). Соответственно, любое заинтересованное лицо может подать заявку о готовности участвовать в конкурсе. При соответствии такого лица требованиям закона, концессия уже может быть заключена только по итогам конкурсных процедур.
Отметим, что в настоящее время сложилась обширная практика заключения инициативных концессий с условиями о плате концедента/об участии в расходах на всех уровнях власти.
[1] Часть 2.1. статьи 24 Закона о концессиях.
Материал подготовлен экспертами юридической компании P&P Unity