Как это ни прискорбно, даже сила человеческого разума порой меркнет перед жаждой денег и политическими интригами. Ежедневно ученые работают над идеями, способными победить глобальные проблемы человечества. Процесс работы, их развитие и использование жестко контролируют мировые корпорации. Только представьте: если бы изобрели панацею от рака, что делали бы разработчики менее эффективных лекарств? Если бы все страны перешли на альтернативные источники энергии, что случилось бы с нефтяной промышленностью? А теперь представьте следующее: положить конец всем войнам еще в начале ХХ века мог русский изобретатель Михаил Филиппов. Ученый погиб буквально за день до публикации результатов своих исследований. Историки уверены: смерть отнюдь не была простым стечением обстоятельств.
Пока пресса и коллеги ученого пытались выяснить все подробности той трагической ночи, в редакцию газеты «Санкт-Петербургские ведомости» пришло письмо Михаила Филиппова, датированное 11 июня 1903 года – как раз накануне дня смерти. Изобретатель делился почти крамольными мыслями…
«Как ни удивительно, но на днях мною сделано открытие, практическая разработка которого фактически упразднит войну. Речь идет об изобретенном мною способе электрической передачи на расстояние волны взрыва, причем, судя по примененному методу, передача эта возможна на расстояние тысяч километров... Но при таком ведении войны на расстояниях, мною указанных, война фактически становится безумием и должна быть упразднена. Подробности я опубликую осенью в мемуарах Академии наук».
До публикации ученый так и не дожил. Но если верить воспоминаниям друзей Филиппова, идея была перспективной и имела право на жизнь. Он ставил опыты, интересовался (неудачными) изысканиями американских коллег и часто повторял: «Это так просто, притом дёшево! Удивительно, как до сих пор не догадались». Слова Филиппова подтверждал и Дмитрий Менделеев, говоря, что волну взрыва можно передать так же, как волну света и звука. В 1900 году опыты ученого в Риге имели огромный успех, но власти относились к исследованиям ученого весьма прохладно.
Быть может, дело Филиппова продолжало бы жить, если бы не его политические взгляды. Человек большого ума, ученый-физик, философ и публицист, ратующий за идеи марксизма, был действительно влиятельной, а потому опасной фигурой. За свои убеждения Филиппов преследовался полицией, побывал в ссылке, а во время обыска Петербургского охранного отделения у него помимо важнейших документов изъяли рукопись «Революция посредством науки или Конец войнам». Рукопись исчезла, но в письмах друзьям изобретатель тоже достаточно подробно излагал свои идеи:
«Я могу воспроизвести пучком коротких волн всю силу взрыва. Взрывная волна полностью передается вдоль несущей электромагнитной волны, и таким образом заряд динамита, взорванный в Москве, может передать свое воздействие в Константинополь. Проделанные мной эксперименты показывают, что этот феномен можно вызывать на расстоянии в несколько тысяч километров. Применение такого оружия в революции приведет к тому, что народы восстанут, и войны сделаются совершенно невозможными».
Но вернемся к обстоятельствам смерти ученого. Апоплексический удар, указанный в официальном заключении, никак не увязывался с ушибами и ссадинами на лице Филиппова. Кроме того, буквально сразу после обнаружения тела исчезла вся аппаратура и бумаги покойного. После оглашения причины смерти ни оборудование, ни документы так и не вернули. Наконец, изобретатель погиб в возрасте 45 лет, хотя по статистике от инсульта умирают люди старше 65 лет. Так или иначе, после смерти ученого его идеи так никто и не воплотил. А ведь метод Филиппова мог служить вполне мирным целям… Горький, например, отмечал, что таким же образом можно было передавать энергию, и таким образом способствовать индустриализации в менее развитых странах.
Вам может быть интересно:
Как хатынский палач себе орден просил
Чем "красные", "черные" и "зеленые" зоны отличаются друг от друга
За что убили Василия Блюхера