Найти тему
Cheslav

"Лембит" - эстонская подлодка-музей.

Подлодка "Лембит" - один из двух (наряду с ледоколом "Суур Тылл") наиболее примечательных экспонатов Морского музея в Лётной гавани Таллина.

ПЛ Lembit (вместе с однотипной Kalev) была построена в Великобритании (г.Барроу-ин-Фернесс) на верфи "Виккерс-Аромстронг" в 1937г для ВМФ Эстонии. После вхождения Эстонии в состав СССР обе лодки служили в Балтийском флоте. В годы ВОВ "Лембит" совершил 7 боевых походов и потопил как минимум 2 вражеских транспорта.

Водоизмещение- 665 (надв.)/ 853(подв.) т; Размеры - 59,5 х 7,3 м; Предельная глубина - 90м; Скорость - 13,7 (надв.) / 8,5 (подв.) уз. 4 533 мм ТА (все в носу) + 4 запасные торпеды; 20 мин в 10 шахтах по бортам. Экипаж - 32 чел (в Эстонии), 38 чел (в СССР).

-2

С 1979 года "Лембит" является музейной подлодкой. До 2011г она находилась на плаву, а затем была перемещена в бывший ангар гидросамолетов, где и размещается основная экспозиция Морского музея.

-3

1й отсек - торпедный. Всего на лодке 4 ТА калибра 533 мм и к ним еще 4 запасных торпеды. Не особо много, но не забывайте, что это в первую очередь подводный минзаг. Обратите внимание на тубус аварийного люка на подволоке. Вообще люки для выхода есть во всех отсеках, кроме 2-го.

Вид в нос. Слева - решетка-адаптер под 450-мм торпеды.
Вид в нос. Слева - решетка-адаптер под 450-мм торпеды.
Вид в корму. Виден торпедопогрузочный люк, через который теперь попадают внутрь лодки посетители.
Вид в корму. Виден торпедопогрузочный люк, через который теперь попадают внутрь лодки посетители.

2-й (офицерский) отсек. Поражает роскошью убранства - бархатные портьеры, красное дерево, мягкие диваны...

Вид в корму.
Вид в корму.
Вид в нос.
Вид в нос.

У кормовой переборки по левому борту каюта командира:

-8

3-й отсек состоит из двух частей: в носовой - центральный пост. Он кажется феноменально просторным, однако это во многом следствие того, что далеко не все штатное оборудование находится на своих местах. После вывода из боевого состава ВМФ СССР "Лебит" долгое время являлся учебно-тренировочной станцией и был почти полностью "выпотрошен". Так что в период реальной службы интерьер лодки выглядел заметно по-другому.

3-й отсек, вид в нос.
3-й отсек, вид в нос.
Перископ - советский, ПА-7,5
Перископ - советский, ПА-7,5

Далее в 3-м отсеке находится выгородка акустика и радиста, затем - койки для них и камбуз.

-11

4-й отсек двигательный. Дизели и электромоторы расположены в одном отсеке друг за другом:

4-й отсек, вид в корму.
4-й отсек, вид в корму.

Дизель левого борта отсутствует.

4-й отсек, вид в нос.На первом плане гребные электродвигатели.
4-й отсек, вид в нос.На первом плане гребные электродвигатели.

Дверь между 3-м и 4-м отсеками. Задраивается барашками, которых ... и не сосчитать ;)

Подобная (весьма неудачная) конструкция водонепроницаемых дерей - отличительная особенность британских лодок того периода.
Подобная (весьма неудачная) конструкция водонепроницаемых дерей - отличительная особенность британских лодок того периода.

5-й, последний отсек, старшинский:

Можно встать посреди отсека, раскинуть руки и ни во что не упереться - удивительно :) Но, повторюсь, в реальности здесь, очевидно, размещалось еще много чего.
Можно встать посреди отсека, раскинуть руки и ни во что не упереться - удивительно :) Но, повторюсь, в реальности здесь, очевидно, размещалось еще много чего.

Вид снизу на минные шахты:

В каждой такой шахте размещались 2 мины.
В каждой такой шахте размещались 2 мины.

Уникальная особенность "Лембита" как музейного эспоната - можно заглянуть в межкорпусное пространство.

Вид на легкий (внешний) корпус изнутри. Справа - минная шахта, а что в центре снимка - не знаю, вероятно гидрофон.
Вид на легкий (внешний) корпус изнутри. Справа - минная шахта, а что в центре снимка - не знаю, вероятно гидрофон.

При погружении лодки межкорпусное пространство заполняется водой, которая потом, при всплытии, вытесняется сжатым воздухом.

Прочный (внутренний) корпус - справа.
Прочный (внутренний) корпус - справа.

Вообще музей в Летной гавани (Lennusadam) Таллина очень интересен, и я всем советую его посетить.