Подлодка "Лембит" - один из двух (наряду с ледоколом "Суур Тылл") наиболее примечательных экспонатов Морского музея в Лётной гавани Таллина.
ПЛ Lembit (вместе с однотипной Kalev) была построена в Великобритании (г.Барроу-ин-Фернесс) на верфи "Виккерс-Аромстронг" в 1937г для ВМФ Эстонии. После вхождения Эстонии в состав СССР обе лодки служили в Балтийском флоте. В годы ВОВ "Лембит" совершил 7 боевых походов и потопил как минимум 2 вражеских транспорта.
Водоизмещение- 665 (надв.)/ 853(подв.) т; Размеры - 59,5 х 7,3 м; Предельная глубина - 90м; Скорость - 13,7 (надв.) / 8,5 (подв.) уз. 4 533 мм ТА (все в носу) + 4 запасные торпеды; 20 мин в 10 шахтах по бортам. Экипаж - 32 чел (в Эстонии), 38 чел (в СССР).
С 1979 года "Лембит" является музейной подлодкой. До 2011г она находилась на плаву, а затем была перемещена в бывший ангар гидросамолетов, где и размещается основная экспозиция Морского музея.
1й отсек - торпедный. Всего на лодке 4 ТА калибра 533 мм и к ним еще 4 запасных торпеды. Не особо много, но не забывайте, что это в первую очередь подводный минзаг. Обратите внимание на тубус аварийного люка на подволоке. Вообще люки для выхода есть во всех отсеках, кроме 2-го.
2-й (офицерский) отсек. Поражает роскошью убранства - бархатные портьеры, красное дерево, мягкие диваны...
У кормовой переборки по левому борту каюта командира:
3-й отсек состоит из двух частей: в носовой - центральный пост. Он кажется феноменально просторным, однако это во многом следствие того, что далеко не все штатное оборудование находится на своих местах. После вывода из боевого состава ВМФ СССР "Лебит" долгое время являлся учебно-тренировочной станцией и был почти полностью "выпотрошен". Так что в период реальной службы интерьер лодки выглядел заметно по-другому.
Далее в 3-м отсеке находится выгородка акустика и радиста, затем - койки для них и камбуз.
4-й отсек двигательный. Дизели и электромоторы расположены в одном отсеке друг за другом:
Дизель левого борта отсутствует.
Дверь между 3-м и 4-м отсеками. Задраивается барашками, которых ... и не сосчитать ;)
5-й, последний отсек, старшинский:
Вид снизу на минные шахты:
Уникальная особенность "Лембита" как музейного эспоната - можно заглянуть в межкорпусное пространство.
При погружении лодки межкорпусное пространство заполняется водой, которая потом, при всплытии, вытесняется сжатым воздухом.
Вообще музей в Летной гавани (Lennusadam) Таллина очень интересен, и я всем советую его посетить.