Мне много раз приходилось наблюдать ситуацию, когда логотип воспринимается предпринимателем очень лично, как "картинка, которая мне нравится". Такое визуализированное «Эго». В порыве предпринимательского энтузиазма стартаперы берутся за карандаш, чтобы нарисовать себе логотип.
Однако не всегда это плохо. Вопреки всеобщему убеждению, что каждый профессионал должен заниматься своим делом, практика показывает , что иногда трат на дизайн можно избежать. Итак, когда на "дизайнерский" логотип можно не заморачиваться, а когда все-таки стоит идти к специалистам?
Клиенты видят ваш логотип так: некая картинка с названием компании, на фоне всего прочего конкурентного окружения. А на высококонкурентных рынках это окружение очень велико. Поэтому основная задача логотипа в эпоху становления бизнеса быть понятным и узнаваемым, а затем хорошо читаться и выделяться на фоне других компаний, не смешиваться с ними.
Логотип – это коммуникация, обобщенная до уровня знака. Дорожные знаки «Stop» или «Кирпич» в этом плане ни чем не отличаются от логотипа. По сути весь окружающий нас мир – это система знаков. И вопрос не в том, хороши эти знаки или нет, а в том способны мы их понять и интерпретировать или нет. Поэтому логотип, нарисованный владельцем или студентом за еду, тоже имеет место быть, если он выполняет свою базовую функцию – обеспечивает узнаваемость и понятен окружающим.
Тогда возникает резонный вопрос, зачем вообще заказывать разработку логотипа у профессионалов, за большие деньги, если и так работает?
Да работает, но до известных пределов.
Допустим, вы студент, и не зарабатываете достаточно денег, чтобы передвигаться на личном автомобиле. Вы идете пешком или садитесь на трамвай. Вы же не бьетесь в конвульсиях от осознания того, что за вами не приехал личный лимузин.
Вы можете этого желать, строить планы и реализовывать жизненную стратегию, в которой закончите институт, станете профессионалом, построите карьеру, заработаете достаточно, чтобы позволить себе лимузин премиум класса с шофером.
Пока вы студент, ваша реальность – это трамвай. Благодаря ему вы решаете свои задачи. Тратите столько, сколько можете позволить, добираетесь до института, получаете, знания которые помогут реализоваться в будущем и принесут деньги.
Так и с логотипом. Пока бизнес не пройдет определенный путь становления, его реальность – это логотип нарисованный владельцем или фрилансером. Это больше атрибут, чем инструмент. На трамвае можно ехать, но им нельзя управлять.
Когда предприятие проходит стадию взросления, уже есть продукт, пользующийся спросом, есть наработки, проверенные технологии, репутация, благодарные клиенты, коллектив, понятная система извлечения прибыли, есть узнаваемость на рынке, но визуальное воплощение осталось на уровне «коротких штанишек» возникает проблема с интерпретацией знака потребителем. Происходит нестыковка внешнего и внутреннего содержания бизнеса, цены и ценности продукта.
Агрессивная визуальная среда и тенденции, задаваемые крупными компаниями, приучают людей к определенному стереотипу потребления информации. Они задают направления, тренды, диктуют моду на тот или иной шрифт, образ, цвет. И все что не соответствует «визуальным стандартам», выпадает из поля зрения потребителей.
На стадии роста бизнес вынужден уделять более пристальное внимание своей идеологической основе и визуальному образу. К логотипу тогда предъявляются новые требования. Просто идентификации и узнаваемости уже не достаточно. Логотипу необходимо демонстрировать принадлежность к определенной социальной группе, чтобы вызывать ДОВЕРИЕ и облегчить бизнесу преодоление барьера СВОЙ/ЧУЖОЙ.
На самом деле это не новость. Во всем мире принято встречать по одежке. Как вы выглядите так к вам, и относятся, особенно это характерно для России. Логотип и фирменный стиль компании – это такая же «одежка» для бизнеса, инструмент донесения глубинных смыслов, внутренней ценности компании до потребителя. Разумеется, эти смыслы должны быть...
Чтобы было еще нагляднее переведем в цифры. Сколько вы готовы потратить на костюм и "атмосферу", которые будут соответствовать вашему статусу, имиджу и положению в обществе? В принципе получается, что инвестиция 30% от месячного дохода на представительские цели вполне естественна и даже необходима.
Также и в бизнесе, можно сориентироваться по уровню стоимости логотипа и фирменного стиля. Если собственное дело приносит доход не более 35 000 рублей в месяц, инвестировать в разработку логотипа больше 15 000 рублей преждевременно. Но если психологическая планка в 100 000 руб. личного дохода в месяц пройдена, и компанией взят курс на развитие, необходимо задуматься о профессиональной разработке логотипа. Однако в отличие от костюма, логотип нужно заказывать на вырост, с перспективой в 5–10 лет.
Инвестиции в бренд всегда устремлены в будущее, но опираются на текущие бизнес-процессы. Осознание собственником своего положения на рынке, преимуществ и слабых сторон, умение управлять имеющимися ресурсами, умение отслеживать показатели эффективности рекламных каналов и даже командный дух сотрудников, определяют готовность фирмы к созданию собственной знаковой системы, чем и является идеология, логотип и фирменный стиль.
Так что здесь предъявляются обоюдные требования и к заказчику и разработчику, от которого требуется умение наполнить смыслами образ и сделать понятным и узнаваемым ваш бизнес для разных аудиторий, с которыми приходится взаимодействовать.
Если в процессе консультации или заполнения брифа оказывается, что владелец компании до конца не осознает процессов, происходящих в его компании, и не владеет в достаточной мере финансовыми показателями, не имеет хотя бы одного более-менее отлаженного канала продвижения товаров или услуг, просто безответственно предлагать масштабные разработки. Они просто окажутся невостребованными и лягут в стол. К сожалению, в практике «КОНАдизайн» такое уже случалось.
В наших силах помочь предпринимателю встать на путь осмысления. Брендинг становится отправной точкой, как ориентир для владельца, сотрудников и клиентов. На его основе создаются предпосылки для систематизации и развития фирменного стиля в будущем.
А это уже совсем другая история.
Подписывайтесь на наш канал о семейном бизнесе и брендинге, если вам интересны эти темы. Пожалуйста, поделитесь своим впечатлением о статье, которое станет для меня ориентиром.