Советские города призраки. Некогда процветающие населенные пункты, что опустели после развала СССР. Пустующие дома и руины огромного экспериментального завода. Заброшенные угольные шахты и радиация - добро пожаловать в Каджи-Сай!
Далекий 1947. На южном берегу озера Иссык-Куль на глубине полукилометра находят крупные залежи урановых руд. В тот же год приказом Лаврентия Берии создает поселок закрытого типа для обслуживания урановых рудников.
До испытания первой советской ядерной бомбы еще целых два года и "ядерная гонка" для СССР становится вопросом выживания.
Разноцветные срезы местных горных пород напоминают "цветные горы" в Перу. Необычная природа и близость озера дают надежду на развитие города как туристического центра.
Но пока сам Каджи-Сай производит довольно мрачное впечатление. В 1990 году здесь проживало почти десять тысяч человек, но к 2012 году население сократилось в 2.5 раза. Населенный пункт потерял статус поселка и превратился в обыкновенное село.
Раньше жители города были заняты на угольных шахтах (которые теперь закрыты) и экспериментальном электромеханическом заводе (теперь лежит в руинах).
Собственно, руины заброшенного Каджи-Сайского экспериментального электротехнического завода и были основной целью нашего путешествия.
Предлагаю взглянуть на то, что осталось от предприятия, работавшего "на оборонку", чья продукция по слухам даже шла на экспорт.
Руины завода "сверху".
Завод был одним из "образующих" предприятий поселка и одним из основных работодателей.
Даже спустя годы, руины завода "кормят" детей работников завода. Заводские постройки сносятся, а металлический каркас и арматура отправляется в Китай.
Руины завода "со стороны".
Примечательно, что запасы урана оказались переоцененными и в 1960 в связи с низкой ликвидностью добычи урановых руд, добыча была переориентирована под бурый уголь.
Только вот "радиоактивное прошлое" и по сей день не отпускает поселок. В целом уровень радиации в Каджи-Сай не сильно отличается от подобного в Москве, но в местах "захоронения отходов" и в законсервированных шахтах, радиационный фон превышает норму в десятки и сотни раз.
Надежды на хорошее состояние завода не оправдались. В своем путешествии я опоздал лет так на десять.
В "лучшем случае" цеха завода выглядели следующим образом.
А в "худшем" как-то так.
"Боритесь за внедрение высокоэффективных разработок" - увы, бороться за будущее теперь приходиться не коллективно, а самостоятельно.
Город, отголоски "уранового прошлого" которого, звучат еще достаточно громко - пытается выживать на туризме. Но все это, уже совсем другая история...