Начало статьи В предыдущей главе я представил читателям отрывки из произведений многочисленных авторов, пытавшихся разгадать загадку золотых коней. Я не знаю, насколько умны или глупы читатели, и заметили ли они дичайшие нестыковки и заблуждения в этих текстах. Вот например: "Считается, что его положили в курган вместе с убитым ханом Мамаем, а курган этот находится где-то в приволжских степях, и якобы хан Мамай и после смерти стережет это сокровище." Но ведь совершенно ясно, что Мамай добрался до Крыма, и похоронен он несомненно в Крыму, а не в приволжских степях!
Во вторых - хан Мамай был убит в Крыму, и естественно что враги ни в коем случае не положили бы в могилу рядом с ним это огромное сокровище - золотого коня! Так же несомненно что ни один из золотых коней (а не то что оба!) - не достался ни хану Тохтамышу, ни генуэзским купцам в Крыму, а вероятнее всего один из коней утонул у берега вместе с лодкой.
Так же является заблуждением что хан Мамай якобы никогда не владел золотыми конями. Вот я снова выборочно процитирую: "...Но кто позволил бы отдать коня великого Батыя, основателя Золотой Орды, безродному половецкому темнику, неудачнику, проигравшему будущее монгольской расы, упустившему из неумелых рук светоч первенства, – который тотчас же подхватили вдохновенные и пылкие славяне? Нет, после поражения в Куликовской битве Мамай так и не сумел вернуть себе прежнюю власть, полученную только из-за междоусобиц и слабости законных наследников золотоордынского трона. На него почти сразу напал Тохтамыш, настоящий Чингизид, хотя и не прямой потомок Батыя, и Мамай бежал в Крым, в Феодосию, – за помощью к своим генуэзским кредиторам. Вот только расплачиваться с заморскими купцами ему было нечем, разве что собственной жизнью, – жизнью он и заплатил, умерев в 1381 году в Феодосии, или Кафе, от воровского удара ножом в спину. Похоронили его там же, недалеко от Кафы, и село, выросшее потом рядом с его погребальным курганом, долгое время неспроста называлось Шейх-Мамай. Да и Сарай-Берке никогда не был ставкой Мамая, половецкому хану лишь время от времени удавалось перевести свои войска за синюю границу Волги… нет, не имел он права на этого коня. Скорее, конь должен был принадлежать Тохтамышу, но, наверное, судьба их обоих треснула вместе с той каменной плитой, на которой было начертано магическое предназначение. Кто, когда и как отпустил коня на волю – неизвестно, но в 1395 году, когда войска Тимура разграбили и сожгли дотла столицу своевольного монгольского хана, золотого сокровища в ней не было."
Так вот, заблуждение того автора в том, что будто бы безродному Мамаю в столице монгольского ханства никто не отдал бы золотого коня. Дело в том, что в мировой истории тысячи лет действует правило: кто силен - тот и прав! То есть власть принадлежала зачастую вовсе не тому, кто формально имел право руководить, а тому, кто имел реальную силу в виде войск подчиняющихся ему. Или такой человек добывал себе власть силой, умом или хитростью. Можно вспомнить например того же Чингиз-хана, который в детстве был нищим ребенком, а впоследствии завоевал себе огромную власть. Или английская императрица Елизавета первая - мать которой казнили, а потом она стала великой английской королевой. Или Петр первый - он в сущности был боковой ветвью российских царей, а реально правила царевна Софья и ее братик. Или впоследствии российская императрица Елизавета - которая захватила трон с помощью переворота. А потом точно так же взошла на престол Екатерина вторая - тоже с помощью переворота, которую поставили гвардейские войска, которые обожали ее. Но точно так же и хан Мамай - хотя формально он и не имел прав на престол, но он и не претендовал на него - а просто поддерживал малолетнего наследника, который погиб в битве на Куликовом поле. Однако Мамай фактически являлся главным военным министром Золотой орды, и именно он собрал огромное монгольское войско для битвы против русских на Куликовом поле, и после смерти наследника естественно что именно Мамай стал обладать всей властью в Золотой орде, причем под его командованием остались остатки войска которые ушли с ним после куликовской битвы. Причем у одного историка есть предположение, что Мамай вовсе не проиграл русским Куликовскую битву, а на самом деле он намеренно отступил с основной частью своего войска, бросив русским на съедение своих союзников - в частности генуэзскую пехоту, за что впоследствии генуэзские купцы и убили его, отомстив за смерть своих сородичей. А отступил Мамай с Куликова поля потому, что ему пришло известие, что в сторону его столицы идет войско хана Тохтамыша. И вот именно против него Мамай хотел устроить свое главное сражение, а уж потом снова сразиться с русскими. Таким образом, хан Мамай распоряжался всеми войсками Золотой орды, и поэтому он по праву силы имел право брать себе любые сокровища - хоть всю казну из столицы ханства города Сарай-Берке и обоих золотых коней, и ни у никого бы он не стал спрашивать разрешения на это. Но почему же тогда существует легенда, что хан Мамай взял только одного коня. а второго захватили русские казаки?
По моему мнению события развивались так: хан Мамай собрал большое войско для сражения с русскими на Куликовом поле, так, что он фактически оставил свою столицу без сильной защиты. И вот когда он потерпел поражение и отступил с Куликова поля, то его войско двигалось довольно медленно, потому, что имело много раненых. А в это время отряд казаков, то ли в виде свободной военной силы, то ли как часть войска Дмитрия Донского, узнав о победе русского войска, и зная что у татар много раненых, и движутся они медленно тут же решили обогнать войско Мамая и совершить набег на свежих конях на столицу Монгольского ханства. Казаки прискакали первыми, и на несколько часов захватили Сарай-Берке. Но хотя они и были вооружены копьями, пиками и саблями, но никакого тяжелого оружия - типа там стенобитных орудий у них вовсе не было. Поэтому все жители города просто заперлись в своих домах, и защищались в них что есть силы подручным оружием. А казаки не смогли просто так быстро разломать стены большинства домов, поэтому им почти ничего не досталось из внутренней утвари и сокровищ казны в виде золотых и серебряных сосудов и других изделий, которые можно было быстро и легко увезти на казацких конях. Зато в противоположность этому - статуи двух золотых коней хана Батыя стояли совершенно открыто, и никакой защиты в тот момент у них не было. До этого все описание полностью совпадает с легендой. Однако дальше идет всеобщее заблуждение: что якобы казаки разломали статую одного из коней, или отломили у него голову, и ускакали с этим богатством.
Дело в том, что ни отломить голову золотого коня, ни разломать его у казаков не было никакой возможности. Это потому, что золото - весьма пластичный материал, который гнется, но не ломается. Это чугун достаточно сильно уронить и он может треснуть и расколоться. А золото расколоть никому не удастся. И никаких металлорежущих инструментов с собой у казаков наверняка не было - даже какой-нибудь простейшей пилы по металлу. Да и времени чтобы пилить золотого коня у них тоже не было. Поэтому увезти золотого коня они могли только целиком, а это было очень трудно - слишком уж много он весил, даже если конь был полым, то все равно весил порядка 1,5-2 тонны. Да даже если бы казаки сумели отделить одну только голову золотого коня, то с одной стороны для них это было большое сокровище, а с другой стороны - не такая уж большая потеря для татар - потому, что голова весила от силы 10% от общего веса коня, а значит остальные 90% его веса остались татарам, и плюс 100% веса другого коня. А ведь это чистое золото! и не так уж важно, что часть коня одного коня в таком случае была бы потеряна, все равно большая часть этого сокровища осталась бы татарам, и не существовала бы легенда о том, что казаки украли одного коня. Так что скорее всего второго коня они увезли целиком.
Я так полагаю, что казаки захватили какую-нибудь большую арбу, и сильно укрепили ее. и положили туда одного коня, и впрягли в эту арбу несколько десятков лошадей, и медленно потащили ее по степи. Но в это время хан Мамай уже получил известие о том, что его столица была временно захвачена отрядом казаков и был похищен один из коней, поэтому он тут же собрал сильный конный отряд и пустил их в погоню. Татары несомненно сначала ехали широкой россыпью - чтобы вначале просто обнаружить беглецов. Но когда они увидели русских, то те тоже бросились на единичных татарских всадников. В результате этой первой стычки казаки поняли, что они уже обнаружены, а передовые дозорные татар донесли своему командиру что увидели русских. И тогда казакам ничего не осталось как зарыть и спрятать золотого коня, в надежде, что удастся выжить и потом воспользуются своим сокровищем. Я считаю, что они сняли с арбы коня и зарыли его в неглубокой яме. Дело в том, что для того, чтобы неглубоко зарыть коня требуется не так уж много времени. яма могла быть совсем неглубокой - это для человека роют двухметровые могилы - потому, что организм разлагается и воняет, а золото не воняет - достаточно вырыть ямку глубиной около метра и засыпать землей толщиной слоя хотя бы два десятка сантиметров. И если могилу для человека роют два-четыре землекопа за пару часов, то метровую ямку для коня двадцать человек могли вырыть за десять минут, положили туда золотого коня, присыпали землей и покрыли это место травой или песком - чтобы незаметно было. А потом отвезли арбу и ускакали на десяток другой километров. Но татары уже полностью окружили отряд казаков, и в неравной битве они все погибли. И татары не смогли найти место захоронения статуи коня. Потому, что в степи достаточно отойти на десяток шагов - и уже ничего не увидишь, что возвышается над землей ниже десятка сантиметров. Это холмы и курганы в степи далеко видать. Но видимо зря неумные люди думают, будто золотого коня зарыли под высоким курганом. Нет, все очень гладко и незаметно.
А потом войско Мамая приехало в столицу и стали готовиться к битве с Тохтамышем. Но сил у Мамая явно не хватало, поэтому он решил эвакуировать все сокровища в Крым - там где он провел свою жизнь. Поэтому вероятно погрузили одного золотого коня и другие тяжелые вещи на лодку, и повели ее вверх по реке Ахтубе, потом по Волге, затем перетащили в реку Дон и по нему в Азовское море, а потом и в Крым, у берегов которого лодка в шторм затонула. Вот поэтому судьба двух золотых коней и разделилась - один лежит у берега Крыма, а другой - зарыт в степи. Но можно ли вообще через много столетий найти обоих коней?
Да, я считаю что можно. Во-первых - лодка с казной Мамая и золотом конем наверняка затонула вблизи самого берега - минимум в десяти метрах, а максимум в ста метрах. потому, что лодки того времени старались ни в коем случае не удаляться от берегов - потому, что никаких навигационных приборов у них вовсе не было - даже простейшего компаса, который был изобретен китайцами. И если бы нашлось понимание у группы людей, то надо взять магнитометр - по сути миноискатель, и пройтись на лодке вдоль побережья восточного Крыма. Вот только работа эта будет очень трудоемкая, потому, что во время Великой отечественной войны у берега Крыма под водой валяются тысячи металлических предметов, начиная от утонувших советских и немецких самолетов, катеров, барж, мин и торпед, бомб и снарядов. Поэтому миноискатель поисковиков будет давать тысячи ложных срабатываний. Точно так же можно искать и второго коня, зарытого в степи. Только надо понимать, что искать надо ни в коем случае не вблизи брошенного города Сарай Берке, а вдалеке от него, потому, что казаки вовсе не были такими дураками, чтобы зарывать коня прямо на виду у жителей оставленного ими города. Я думаю, что они успели отвезти коня на сотню другую километров пока войско Мамая успело прискакать и настигнуть их. И искать золотого коня надо не в курганах, а на ровных местах. И не в высохших реках и озерах, а на земле. ТАК ЧТО ЗОЛОТЫЕ КОНИ ЖДУТ НАС!!!
Если вам понравилась эта статья, то поставьте знак одобрения - ручку пальцем вверх и подпишитесь на канал "Раскрытие тайн"...