В 2015 году, выпуская на волю «Дронов», мой тезка с Туманного Альбиона выдал то, что у него получается лучше всего: гитарный (весьма утяжеленный по сравнению с предыдущими работами) рок, приправленный привычным, иногда переходящим в фальцет, тенором и текстами на глобальные тематики. И без всяких вкраплений посторонних музыкальных звуков. Начиная с «Absolution» я стал определять музыку «Muse» как «музыкальную антиутопию» или «саундтрек грядущего апокалипсиса». Именно тогда Мэттью Беллами сотоварищи отошли от ломаных ритмов и радиохедовского завывания первых двух альбомов к мелодике, а в текстах стали преобладать темы на глобальную социальную тематику. И вроде бы продолжать в таком ритме и духе… Но в 2016 году с выходом сериала «Stranger Things» и эпизода «Сан-Джуниперо» из антиутопии «Черное Зеркало» мир из эпохи Великого Гэтсби резко перешел в ретрофутуризм.
Безусловно, ограничивать творческих личностей, и музыкантов в частности, в экспериментах никто не в праве. Почитатели таланта вправе высказаться о результатах сотворенного и принять или не принять их. И «Muse», если поглядеть на все, что они выдали на сегодняшний день, особо рисковать и пробовать что-то новое никогда не боялись. Первое изменение, как уже было сказано, случилось в 2003, когда состоялся переход от «Unintended» и «New Born», к «Time is Running Out» и «Butterflies and Hurricanes». Альбомы 2006 и 2009 годов закрепили новое звучание группы, окончательно отведя группу от подражателей Тома Йорка. В 2012 группа решилась на новый эксперимент: приправить уже привычное звучание легкими нотками дабстепа (если данное выражение вообще уместно по отношению к названному жанру). Насколько это было уместно или неудачно, каждый волен решать сам. Мое мнение: если бы мои уши требовали что-то типа Skrillex, я бы включил для них Skrillex…
«Simulation Theory» который «Muse» представили под конец уходящего года, представляет собой не что иное, как альбом-обманку. Просто представьте: вы покупаете лимонад, а внутри бутылки находится простая газировка. При этом и бутылка, и реклама говорит о том, что внутри находится лимонад. Именно с тем вкусом, который вы хотели.
Смотрите сами: обложку альбома оформлял тот же художник, что рисовал постер для «Очень странных дел» (или «Загадочных событий», в зависимости от того, в каком переводе вы смотрите). Клипы, которые выпускались в преддверии альбома в той или иной степени содержат отсылки к ретрофутуризму (взять хотя бы стиль одежды героев в «Thought Contagion», там же явный намек «Делориан» из «Назад в Будущее» и танец из «Thriller» Майкла Джексона). А вот в саму музыку добавить ноты Retrowave’а как будто забыли. И думаешь: либо «Muse» все это долгое время играли в данном жанре, периодически проводя эксперименты, либо так его завуалировали, что искать его ноты нужно под микроскопом. При этом я не такой большой знаток музыки и жанров в частности. Но все последние месяцы я проходил с Retrowave’ом в наушниках, и какое хотя бы примерно должно быть звучание, я представляю.
Все эти мысли сидят в голове ровно до того момента, пока не зазвучит «Get Up and Fight». После этого начинаешь судорожно, проверять, не перескочил ли плеер на другую папку, и что вообще тут делает «30 Second To Mars», если я их даже не закачивал. Да, трек №8 – это то ли подражание, читай дань творчеству вечно юного Джареда Лето, то ли пародия на него же. Сходство столь очевидно, что в определенный момент Мэттью Беллами начинает шептать\хрипеть (нужное подчеркнуть), как и предводитель «Эшелона». В остальном где-то мы слышим «Muse» эпохи «Black Holes and Revelations», где-то «The 2nd Law». Но никак не новых «Muse».
Ретрофутуризму в «Simulation Theory» не удалось проникнуть дальше визуального ряда. Обложка альбома и промо-клипы готовят нас к этому, но аудиоряд разрушает все ожидания. Или Мэттью Беллами сотоварищи в какой-то момент испугались конечного результата, или просто не осилили. Это из тех альбомов, которые с первого раза не расслушаешь, и окончательное мнение о нем сложится не сразу и не скоро.