Повенец (карельск. Poventsa) — маленький посёлок с 2 тысячами жителей в Медвежьегорском районе Карелии, на стыке Повенецкого залива Онежского озера и реки Повенчанки, всегда был на карте России точкой особого исторического значения.
Впервые он упоминается в Писцовой книге Заонежских погостов Обонежской пятины 1563 года. В XVI веке близ однодворного поселения богомольцы проложили тропу к Соловецкому монастырю. В начале XVIII века через безымянную торговую слободку у Медвежьей горы пролегла «Осударева дорога» – водно-волоковый путь в Онежское озеро, по которому во время Северной войны посуху перемещали (волочили) суда и грузы. Всего за 8 дней были доставлены к воде военные корабли, в дальнейшем успешно штурмовавшие шведские крепости Кексгольм и Нотебург.
В 1703 году Петр I поставил на местном рудном месторождении чугунолитейный завод, поставлявший пушки, шпаги и такелаж для военного флота. Тогда рядом с крохотной железнодорожной станцией, условно названной «Медвежья гора», и возник заводской рабочий поселок. Через 33 года, завод, как и другие олонецкие предприятия, был закрыт, а поселок Повенец развивался.
С 1782 года Повенец — уездный город Олонецкого наместничества. К XIX веку Повенец был местом ссылки, а после революции до февраля 1920-го попал в англо-американскую оккупацию.
В 1931-м стал центром строительства Беломорско-Балтийского канала (советская аббревиатура - ББК), задуманного Сталиным для соединения Онежского озера с Белым морем, что давало выход на Балтику. Кстати, трасса прорытого канала почти полностью совпала с маршрутом вырубленной в лесу по указу Петра I три с лишним столетия до этого шестиметровой просеки «Осударевой дороги». С ББК, который до 1961 года носил имя Сталина, и связана вся дальнейшая история поселения.
В газетах Повенец был в центре мировой сенсации – начало «гордости первой пятилетки», уникального водного рукава, где стоят первые 9 из 19 шлюзов – так называемая Повенецкая (или Повенчанская) шлюзовая лестница. На деле стояла задача прорыть за 20 месяцев в труднопроходимых лесных районах Севера канал длиной 227 километров. Это был первый из сталинских проектов, осуществленных не профессиональными строителями, а силами заключенных ГУЛАГа.
«Успех социалистического государства» был достигнут при полном отсутствии строительной техники и условий труда и нормального питания. По документам в мае 1932 года из 100 тысяч человек лишь чуть больше половины были размещены в бараках, остальным же достались шалаши и землянки. Официальная статистика тех лет в целом все же признала жертвами «ударных темпов» 12 318 человек. Понятно, что цифры занижены многократно. Но людские потери не огорчали ОГПУ, бесплатная рабочая сила из зэков и репрессированных негласно прибывала на Беломорканал эшелонами со всей страны под слоган «труд исправляет преступников».
Через 10 лет Повенец и его сокровище – шлюзовая лестница Повенца – были разрушены полностью. В 1941-м здесь прошла линия фронта Великой Отечественной, при отступлении плотина и все гидротехнические сооружения были взорваны, чтобы не достались врагу. Лишь к 1946 году заново отстроили поселок и шлюзовую лестницу.
Сегодня о прошлом Повенца рассказывают музей Беломорско-Балтийского канала и Памятный знак безвинно погибшим на его строительстве (у второго шлюза).
Говорят порой, что Повенец – город с потерянной историей. Тем не менее, всякий путешественник, посетивший здешние достопримечательности и узнавший подробности судьбы поселения, каждый раз обновляет память о прошлом. Поэтому Повенец сохраняет во времени свой статус «селения особого значения».