Данная статья относится к Категории: Барьеры перед творчеством
В начале 60-х годов ХХ века Б.М. Кедров, на основе детального изучения процесса открытия Д.И. Менделеевым периодического закона и открытий ряда других ученых, ввёл понятие - «познавательно-психологический барьер» (сокращённо – ППБ).
«… препятствие, которое носит одновременно и психологический и логический (познавательный) характер, мы и называем познавательно-психологическим барьером. Такой барьер необходим для развития научной мысли и выступает в качестве её формы, удерживая её достаточно долгое время на достигнутой ступени (в данном случае на ступени особенности) с тем, чтобы она (научная мысль) могла полностью исчерпать эту ступень и тем самым подготовить переход на следующую, более высокую ступень всеобщности».
Кедров Б.М., О творчестве в науке и технике, М., «Молодая гвардия», 1987 г., с. 17.
ПРИМЕР. «Приведём ещё любопытный случай преодоления барьера в области техники. Н. Лесков рассказывает, что будто бы под Питером на дороге лежал громадный камень, мешавший движению. Необходимо было его удалить. Иностранные инженеры предложили два варианта: взорвать динамитом или увезти в сторону от дороги с помощью огромной тяговой силы. Но нашёлся русский мужик, который предложил простое, легко осуществимое средство: выкопать рядом с камнем глубокую яму и свалить в неё его, а землю разбросать. Барьером здесь служила вера в могущество техники, заслонявшая собой простое решение вопроса - без динамита и без тяговой силы».
Кедров Б.М., О творчестве в науке и технике, М., «Молодая гвардия», 1987 г., с. 153.
Я считаю, что Б.М. Кедров сделал методическую ошибку, подменяя изучение долговременного процесса решения сложных научных задач, экспериментами с простейшими задачками и с требованием быстрого ответа:
«Разберём наиболее яркий и убедительный случай подобного рода барьера. Показывают две руки и задается вопрос: «Сколько пальцев?» Ответ: «Десять». Новый вопрос. «А на десяти руках?» Неизменный ответ: «Сто!» Откуда взялась эта ошибка? Я проводил такой эксперимент с учениками математических школ, на физическом коллоквиуме в Институте ядерных исследований в Дубне, в самых различных учреждениях и неизменно получал ответ: «Сто». Один член-корреспондент академии, специалист по целым числам, со мной поспорил, что элементарной арифметической ошибки он не сделает, - и всё же тоже сказал: «Сто». Иногда меня упрекали, будто я занимаюсь массовым гипнозом. Однако никакого гипноза здесь нет: здесь действует барьер привычки вычислять, в результате чего в сознании человека абстрактное число заслоняет конкретный образ предмета. За всё время из многих сотен случаев только три раза я услышал правильный ответ: «Пятьдесят». Это были три женщины - студентка, аспирантка и хозяина гостиницы в ФРГ, которые отличались неторопливостью, обдуманностью своих ответов. Разберём, в чем тут дело, то есть, как работает рассматриваемый нами барьер.
После того, как я показал две руки сразу, в сознании моих слушателей обе руки зафиксировались как один предмет. А когда я затем спросил: «А на 10 руках?», продолжая держать перед глазами слушателей две руки, то до сознания их мои вопрос дошёл таким, что имеется в виду десять раз по столько же, то есть подразумеваются десять исходных предметов - десять пар рук, а не десять рук, хотя названы именно десять рук.
Следовательно, барьер здесь построен так, чтобы слушатель не заметил подвоха и по привычке вычислять прибавил ноль к первому числу (к 10), как это и принято обычно делать на практике при умножении на десять.
Интересно отметить, что, раз возникнув, такой барьер сравнительно прочно входит в сознание слушателя. Далеко не сразу действует, например, такой трамплин-подсказка: «Если на 10 руках 100 пальцев, то сколько на одной руке?» Ясно, что не 10, а 5, но слушатель в недоумении: почему же тогда у него получилось поначалу, что па 10 руках 100 пальцев?
Подсказка-трамплин, преодолевающая данный барьер, может быть видоизменена: сначала показывается одна рука и задается вопрос: «Сколько пальцев?», затем повторяется обе и вопрос повторяется. А затем уже задаётся вопрос: «А на 10 руках?»
На этом примере нам важно продемонстрировать модель искусственно возведённого барьера и снимающего его трамплина. Вариантов подобной, модели, основанных на том же барьере, известно немало. Приведём следующий.
Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы