В последние годы ослабли стигмы, связанные с психическим здоровьем и психологическим комфортом. Всё больше людей решается пойти на терапию. Или предлагают близким посетить психотерапевта.
Увы, не всегда это приносит ожидаемый эффект. Более того, результат может оказаться прямо противоположным желаемому.
Терапия, если он не симптоматическая, призванная снять острое состояние, а долгосрочная — это путь к взрослению, на котором человек избавляется от навешанных на него ярлыков, чужих ожиданий, чувства вины, долгов, которые он не выбирал. На этом пути происходит сепарация и отделение от тех, с кем находился в слиянии, определяются личные границы, меняются паттерны поведения и сценарии, по которым происходит общение с другими людьми.
То есть, обратившись к специалисту за помощью, ты всё сильнее будешь ощущать свою независимость, всё громче и чётче заявлять о своих чувствах и желаниях, напоминать о недопустимости нарушения своих границ.
Первое время отстаивание своих чувств, желаний и границ может походить на агрессию. Человек внезапно начинает требовать, чтобы его принимали таким, каков он есть настоящий, чтобы считались с его чувствами и желаниями. Разумеется, окружающим сложно такое переживать, если они не проходят терапию. И да, это ведёт к конфликтам. А ведь именно в надежде уйти от них многие и обращаются за помощью к терапевту. А выходит обратный эффект.
Потому что, осознав свои границы, чувства и потребности, невозможно с ними не считаться. И должно пройти время, прежде чем человек приходит к тому, что другие не обязаны его принимать и понимать. Даже если речь о самых близких людях. И тогда возникает необходимость принятия сложного решения: мириться с нарушением своих границ и непринятием или уходить и прекращать общение. Это очень сложный выбор.
Близкие, если они не в терапии, вынуждены встречать происходящие перемены и как-то на них реагировать. И здесь уже невозможно предугадать, что же из всего этого выйдет: начнутся ли конфликты и скандалы либо близкие тоже будут меняться, придут к пониманию твоих потребностей и собственных границ и желаний. То есть предугадать невозможно. Чем более стабилен и психологически устойчив другой, тем больше шансов на то, что позитивные перемены в том, кто решился пойти к терапевту, повлекут схожие изменения в другом, а в связи с этим и укрепление и углубление отношений.
Именно поэтому не стоит отправлять близкого человека к психотерапевту, если вы не намерены также к нему обратиться. Высока вероятность получить обратный эффект. Впрочем, вы будете знать, что сделали для другого благое дело. А там, может, и для себя решитесь.
Если же это вы думаете над тем, идти ли к специалисту, либо вас к нему настойчиво отправляют в надежде изменить, будьте готовы к тому, что перемены могут сильно не понравиться другим, особенно тем, кто настаивал на вашем походе к психологу в наивной надежде на то, что вами станет легче манипулировать. Не станет.
Напоследок напишу пару слов о психиатрической помощи.
Антидепрессанты, нейролептики и прочие медикаменты, которые вам может назначить врач, тоже могут дать не только тот эффект, которого вы ожидаете. К примеру, убрав неврозы, вы избавитесь и от того, что было компульсивным фактором. Перестанете намывать полы до блеска, проверять и перепроверять закрытые двери, вымытую посуду, наличие шапки на голове у ребёнка, ...
Вот цитата из одной недавней беседы:
«Это антидепрессанты и нейролептики нейтрализовали все мои неврозы, поэтому мне всё равно. А то б я первая тут бежала всё отмывать. Я раньше не могла лечь спать, пока не вымою всю обувь и пол в коридоре. Каждый вечер, да. И раковину после мытья обуви отмыть. Сейчас наплевать. Полгода никакую обувь не мыла и не собираюсь. Хожу в грязных ботинках».
А у человека всего лишь ушло ОКР.
Вот так некоторые говорят, мол, сходи полечись, а то ненормальный какой-то, а потом ни обувь не помыть, ни в поликлинику не успеть. Про поликлинику вот небольшая шутка, в которой 100% правды:
Вот такая она, эта терапия. И главное — обратной дороги нет.