Возможна ли передача твердых коммунальных отходов в целях обезвреживания юридическому лицу, которое не является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами или не заключило договор с региональным оператором?
Отвечает Генеральный директор Центра Кокотов Борис:
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления») сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также – региональный оператор) – оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – оператор) - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.6 ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156) (далее – Правила) региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 23 Правил в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.
Согласно пункту 34 Правил в целях обеспечения обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора, указанные в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора, заключают договоры с региональным оператором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 6 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором.
На основании изложенного с момента выбора в субъекте Российской Федерации регионального оператора, утверждения территориальной схемы обращения с отходами, заключения соглашения между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором и утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствующем субъекте Российской Федерации может осуществляться только с участием регионального оператора.
Организации, осуществляющие деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами и не наделенные статусом регионального оператора, обязаны заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Вместе с тем, согласно пункту 6 статьи 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
Необходимо также отметить, что в соответствии с п. 39 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения утилизации твердых коммунальных отходов потребители вправе заключать договоры на оказание услуг по утилизации твердых коммунальных отходов с региональным оператором, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации твердых коммунальных отходов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Таким образом юридическое лицо, осуществляющее размещение отходов производства и потребления, вправе не заключать договор с региональным оператором по обращению с отходами при условии:
- размещения исключительно отходов, образовавшихся в процессе собственной хозяйственной деятельности;
- наличия в собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
При этом юридическое лицо, осуществляющее деятельность по утилизации отходов, вправе осуществлять указанную деятельность в отсутствии договора с региональным оператором.
Самостоятельное осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами без заключения соответствующего договора с региональным оператором (за исключением случая, указанного в пункте 6 статьи 27 ФЗ «Об отходах производства и потребления) может являться основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также вынесения предписания о прекращении указанной деятельности.
При этом передача видов отходов, относящихся к твердым коммунальным отходам в целях обезвреживания юридическому лицу, которое не является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами или не заключило договор с региональным оператором, является нарушением требований законодательства в области обращения с отходами.