Долгий путь был запланирован заблаговременно. Перед выездом мне приходилось очень серьезно подготавливаться физически, так как в таких далёких групповых походах я никогда не участвовал. Но вот билеты уже на руках, и на платформе стоит поезд сообщением Москва-Алма-Ата. Но до конечной станции нам ехать не нужно. На остановке, где нам нужно сходить, поезд стоит ровно две минуты и останавливается поздно ночью.
Нас было четыре человека. Если бы я только знал, что нас ждет впереди, остался бы сидеть дома или поехал бы отдыхать на какой нибудь курорт. Но назад пути уже нет. Поезд прибыл туда, куда нам нужно. Даже проводник был в удивлен, зачем нам выходить в мало населенном пункте посреди пустыни. "Да мы звезды пофотографировать". Знал бы он, какие звезды ждут нас впереди. Расчетное время пешего старта 3 часа ночи. Самое главное в этом походе - это вода. Каждый участник похода, и я в том числе, проявил предусмотрительность и запасся 10 литрами воды. Рюкзаки весили более двадцати килограмм. Помимо еды и аптечек в этом походе был просто необходим сигнал охотника. В пустыне южного Казахстана навалом ядовитых насекомых, мало ли кого укусит. А так хоть сигнал бедствия можно будет подать, который наверняка увидят с обжитых территорий.
Рассветать начало, как и положено. В семь утра уже было совсем светло, а мы успели лишь добрести до начала бескрайней степи и столкнуться с первой опасностью в виде грузового пикапа, движущегося в нашу сторону. Нам пришлось бежать с походными рюкзаками к маленьким холмикам и плюхаться на землю. Хорошо, что в степи движущийся транспорт легко заметить по длинному шлейфу из пыли. Я стал предельно внимательным и частенько поглядывал в бинокль. Бинокль - спасение. Без него бы не справились.
В степи вольно разгуливали дикие лошади, на земле валялись скелеты непонятных нам зверей. Удивило, что ящерицы тут не пугливые. Можно спокойно подойти, взять в руки и даже покормить.
Казалось, шли целую вечность до первого привала. Солнце жарило вовсю, хорошо, что холодный ветер обдувал. Когда глянули и посчитали пройденное расстояние - были в шоке - прошли чуть более 30 км, а до цели еще идти и идти. Начались первые проблемы с отклонением от маршрута. Место первого отдыха представляло из себя взорванные ракетные шахты, где частично сохранились служебные и технические помещения. Подход к привалу очень опасен. На пути открытая шахта глубиной тридцать метров, куда можно соскользнуть, как нечего делать. С тяжелыми рюкзаками осуществлять спуск приходилось предельно осторожно.
Первый полноценный обед состоял тушенки и прочих консервов. Первое применение спальных мешков и первые убытки питьевой воды. Как следует подкрепившись, прилегли отдохнуть до наступления вечера. Проснувшись, сделали тайник с запасами воды, что бы не тащить с собой а забрать на обратном пути.
На пути очередные препятствия в виде глубоких рвов. Всего их несколько штук. Долго ломали голову, для чего это все, и пришли к общему выводу - что бы на машине никто не смог проехать. Перед походом нас предупреждали, что на территории огромное количество автомобильных патрулей. И тут один из таких патрулей замечает товарищ. Мы одновременно скидываем с себя рюкзаки и падаем на землю. Почти рядом с нами пролетает старый Ленд-Крузер с выключенными фарами и быстро скрывается из виду. Мы не знаем, куда он поехал и вернется ли. Но лежать долго на земле нельзя, нужно выдвигаться.
После наступления полнейшей темноты ноги стали заплетаться и уставать. Начали сильно раздражать звуки шаркающей по земле и кустарникам обуви, в уши давить гробовая тишина. И все время казалось, что нас не четыре, а более четырех человек. Растения, которые были едва различимы в темноте, давали, знать что передвигаемся мы по ровной плоскости. Более пяти часов лицезрея один и тот же вид, начались лёгкие галлюцинации. Всем начало казаться что дорога, по которой мы движемся, вовсе не ровная поверхность, а сплошная черная бесконечная скатерть, а растущие маленькие кустарнички это провалы вниз. Искажение небольших перепадов высот поверхности были похожи на крутые холмы. Несколько раз приходилось нагибаться и ощупывать землю для успокоения. Ногу тут сломать не очень бы и хотелось. Завывающий ветер, топанье и шарканье обуви товарищей казалось каким-то жутким проявлением виртуальной реальности. Весь этот звуковой микс казался каким-то мерзким непонятным бормотанием.
Самый подходящий момент для появления вблизи автомобиля. Отчетливо слышно, как тарахтит дизель старого джипа. Еле-еле видно, как в нескольких метрах от нас машина с выключенными фарами наворачивает круги, пролетает мимо нас, выезжает на накатанную проезжую часть и с бешенной скоростью исчезает в неизвестном направлении. После этого момента все настолько устали и вымотали себе нервы, что начали искать любое пригодное место для ночевки. С собой у нас имелись прогруженные спутниковые карты по совместительству с GPS. Эта фича во многом облегчала наша бытие в безжизненных и опасных просторах казахской пустыни. При помощи карты мы смогли отыскать несколько точек, похожих на дома. Идти до них пять километров. Это казалось уже не проблемой после пройденного расстояния. После всего пережитого за это время, пять километров воспринимается как ерунда. Удивительно, откуда у нас столько сил, чудеса какие-то. Добредя до места, отмеченного на карте, осматриваем территорию в бинокль и наблюдаем очередные, грозящие нам неприятности - вблизи заброшенного строения стоит автомобиль. Просто посреди пустыни стоит какой-то автомобиль. В радиусе 10 километров нет никакой жизни, а тут парочка непригодных для жизни бетонных конструкций и машина. Даже проверять, не стали сидит там кто или нет. Как можно скорее стали отходить и тут я спотыкаюсь о какие то железки. Ими оказались останки оплетки электрических кабелей. Сейчас одна надежда на случайную яму в земле, куда сможет поместиться четыре человека. Больше сил передвигаться нет. Кажется мы медленно сходим с ума. Яму мы нашли после преодоления самой опасной точки нашего маршрута, освещенного прожекторами, облепленного караульными вышками и наличием по близости нескольких воинских частей. Один из решающих моментов этого похода - преодоление железнодорожного переезда. Всё светится, наши тени можно разглядеть как нечего делать. Но все прошло благополучно. Сложили вещи в ров, осмотрели территорию на присутствие дорог, по которым могут ездить машины и легли спать. За нашими спинами очередные двадцать километров. Итого мы прошли пятьдесят.
Наш сон прервало жарящее обеденное солнце. Один человек вообще не помнил, как он тут оказался. Выбранная нами в темноте яма оказалась очень узкой, высовываться нельзя. Нам нужно продержаться в "скрюченном" положении в этой яме до наступления темноты. Еще и твари ядовитые ползают. Клещей с себя смахивали, маленьких скорпионов. А где маленькие там и большие неподалеку. В таком напряженном отдыхе провели около 8 часов. Все же повезло, что нас никто не обнаружил. Справлять нужду приходилось лежа боком, вставать в полный рост нельзя. Со всех сторон "живые" площадки, напичканные военными. А человека в пустыне днем можно разглядеть, как нечего делать. Проблемы нам не нужны. Перекусив второй раз мы дождались заката.
После наступления полуночи мы вышли на финишную прямую. По обеим сторонам от нашего пути сменялись сияющие от света военные объекты, освещенные проезжие части, участки пути без растительности, которые приходилось быстро перебегать. Этой ночью луна светила особенно ярко, в чистом пустынном воздухе видимость была превосходной и казалось, что строения комплексов МЗК и СДИ вообще не приближались. Идешь более десяти километров, и постоянно кажется что шагаешь на месте. Наконец, после преодоления очередной ямы, нескольких накатанных проезжих частей, комплекс строений монтажно-заправочного комплекса и стенда динамических испытаний заброшенной площадки 112А космодрома Байконур встали перед нами в виде громадных зданий уходящих в звездное небо. Дует сильный ветер, гремят металлические конструкции, очень громко хлопают металлические двери. Парочка автомобилей с ближним светом фар проехали по территории с небольшим временным интервалом, что помогло нам подбежать вплотную к первой точке.
Мы попадаем в монтажно-заправочный комплекс в полной темноте с светом красного тактического освещения. Дезориентация и множество запутанных помещений мешали нам попасть туда, куда надо. Уставшие и нервные, мы метались по комплексу около получаса. Многие двери были заварены и заварены. Некоторые помещения пусты. Только спустя полчаса мы увидели то, ради чего проделали такой долгий путь. В полной темноте виднелись очертания знаменитых многоразовых космических кораблей "Буря" так и не успевших себя проявить в космосе. МЗК стал для них вечным пристанищем-склепом. И лишь немногим суждено посмотреть на них вживую. А сейчас пора спать. Спать до рассвета.
Местом для сна мы выбрали один из металлических лестничных пролётов на верхних этажах. Ближе к обеду нас разбудил приятель и заявил, что мы спим тут не одни. На нижних ярусах МЗК, помимо нас, находятся еще восемь человек. В ход пошел инвентарь для подогревания горячих блюд и утренних бодрящих напитков. На наш ярус поднимаются несколько участников другой походной команды. Это были иностранцы - граждане Великобритании и Украины. Мы поздоровались, обменялись впечатлениями о проделанном пути и приготовились осматривать помещения МЗК. Защелкали ножки штативов для фототехники, на тушки фотоаппаратов закрепились объективы. Фототехника готова. Сворачиваю свой спальный мешок, фиксирую его на рюкзаке и отодвигаю в угол. Правой рукой беру штатив, на котором закреплен фотоаппарат, левой рукой хватаю свежеприготовленный бодрящий кофе и в этот же момент его проливаю.
С самого нижнего яруса послышались грубые вопли "Стоять! Сюда иди!"
Тем временем нас успевают предупредить о том что случился "Запал".
Внутри МЗК образовалась сильная паника, кто-то очень громко орет, дрожат металлические листы на лестничных пролётов от топота. Очень быстро я хватаю укомплектованные вещи и несусь на самый верх комплекса.Несусь не один, со мной был один товарищ. Двое не дождались нас, не свернули вещи и ушли вниз. Скорее всего их поймали. Спрятались мы в чердачном помещении воздухозабора. Таких помещений больше десятка и все они одинаковые. Заползли под трубу большого диаметра и начали отлеживаться. В стальном листе на полу была маленькая дырка, похожая на прострел. В нее можно было частично разглядеть, что происходит в самом низу. Но внизу были слышны только грубые крики и призывы спускаться вниз.
Все эти вопли и визги не утихали на протяжении пары часов. Складывалось такое чувство, что в одном из сотни помещений громадного МЗК отсиживаются еще люди, которых не поймали. И скорее всего они думают тоже самое и ждут, когда кто-то пойдет к Кораблям. Наконец-то мы дождались полной тишины и решили медленно спускаться вниз. Очень аккуратно, без лишних резких движений, еле дыша с фотоаппаратами выходим к основной лестнице и фотографируем.
С предпоследнего яруса все помещение МЗК можно было отлично разглядеть. Но не только разглядеть, но еще и спалиться. Я очень осторожно высунул голову за металлическую конструкцию и на другой стороне увидел человека. Он стоял на одном месте ровно в центре мостика и озирался по сторонам. Мы сразу подумали что патрули оставили одного человека, чтобы высматривал тех, кто запрятался. Разочарованные таким раскладом, мы осторожно вернулись наверх, где прятались с самого начала. Просидели мы тут очень долго. Даже как то получилось задремать. Но стоит один раз открыть глаза, как тревога на душе мешает спать дальше - сразу вспоминаешь, где находишься, и что произошло. Мы не знали что делать. Мы чувствовали себя загнанными в ловушку. К тому же мы не знали, куда всех увезли и кто это был вообще. Собравшись с мыслями мы решили спуститься повторно и при этом взять с собой все вещи. Cнова спускаемся, человека на другой стороне уже нет. Наверное утомился стоять и караулить подумали мы, и тут нам навстречу выруливает парень, один из членов другой экспедиции.
Он сходу сказал:
"- Здесь никого нет! Всех кто был внизу поймали и куда-то увели. Я один, походу как и вы, спрятался очень надежно. Они около меня проходили несколько раз, с фонарями искали. Пытались сделать вид что ушли, а потом снова внезапно появлялись. Били железными палками по металлическим конструкциям, пытаясь нагнать страху побольше. Было действительно очень страшно. Но я рад, что кроме меня тут еще кто-то есть".
Мы сказали, что у нас есть укромное логово, где можно отсидеться и снова пошли наверх уже втроем.
Решили немного посидеть, отдохнуть, пообщаться, а потом снова спуститься вниз и и всё отфотографировать. Вещи оставили тут, а сами налегке пошли фотографировать.
Позже мы поняли, что человек который нас высматривал, был тот самый парень, которому так же успешно удалось избежать поимки. Сделав многочисленные кадры мы возвращаемся назад в наше укромное убежище планировать побег. Отступать мы решили после полуночи, когда наступит полная темнота. Пока мы готовили еду, товарищ проводил время на крыше с биноклем. Периодически возвращался к нам, и рассказывал что по территории ездит очень много автомобилей. Еду полноценно приготовить не получилось из-за невозможности найти зажигалку. Скорее всего оставили ее на старом месте ночевки. А без зажигалки не получится зажечь газовую горелку. Последний раз зажигалка была у одного из наших, которого задержали. Я спустился вниз, но зажигалки не нашел. Мы изготовили особые приспособления для приема пищи из пластиковых бутылок: наполовину разрезанная пластиковая бутылка использовалась как тарелка для лапши быстрого приготовления. Столовые приборы были вырезаны из оставшегося бутылочного пластика маленькими ножницами, встроенными в туристический мультитул. Вместо зажигалки использовали маленький аккумулятор по совместительству с фольгой от жвачки.
Солнце почти ушло за горизонт и товарищ вышел на крышу с биноклем второй раз. Все рассредоточились и пристально оценивают ситуацию вокруг. Гремят на ветру железки, но даже это не позволяет громко перекрикиваться, поскольку снизу все еще разъезжает множество автомобилей. Да и все без понятия, какой настрой у местных сторожил. Никто из нас не знал, устроен ли план-перехват и вообще ждут ли нас. А вдруг о нашем существовании вообще никто не знает?
Выбрасываться с МЗК и отступать назад мы решили совершенно другим путем, более безопасным и коротким. Аккуратно вываливаемся на улицу, шагаем по площадки в полной тишине. Преодолеваем периметр в виде подкосившегося забора с колючей проволокой и сразу слышим громкий и отчетливый лай множества псин. Помимо этого всего, вблизи стало слышно проезжающие автомобили. Мы скрючились около бетонного забора, разделяющего Площадку 112А от степи. За этим же забором находилась громадная кабельная эстакада и подземная потерна. Прислушиваясь, как проезжали мимо машины и лаяли псы, мы провалялись поле получаса до наступления очередной тишины, прислушиваясь к каждому шороху. Тишина. Перелезаем через бетонный забор и покидаем территорию 112А. Теперь остается лишь перебежать несколько проезжих частей незамеченными и мы почти в безопасности. Но тут начинается полоса невезения. В нескольких десятках метров от нас заводится автомобиль, включает дальний свет фар и быстро движется в нашу сторону. Мы долго не раздумывая, прыгаем в насыпь под теплотрассу и прячемся за трубами. Автомобиль проезжает мимо нас и удаляется. Нас который раз пронесло. Но вот наступил момент полного провала и краха для всех нас. Радость от очередного везения длилась лишь несколько секунд, пока автомобиль не развернулся и не остановился вблизи теплотрассы. Громко захлопали двери, было слышно, как лязгали затворы АК. Несколько вооруженных человек шли по обе стороны теплотрассы и засвечивали ярким фонарем. Они подходили всё ближе и ближе. Шли молча и очень осторожно, держа оружие наготове. Ну всё, приехали. Возможно это конец, и вся жизнь перед глазами пробежала в тот момент, когда в голову уперлось автоматное дуло. Наверняка вы по телевизору видели, как работает группа захвата, накрывающая наркопритон. Вот было точно так же.
- "Что вы тут делаете и кто такие?" В грубой форме спросил у меня человек не отводя оружие от затылка.
- "Да мы это, туристы. Ответили мы.
- " Ну вы даете! Вставайте ребята, хорошо что вас не пристрелили при побеге".
Мы выползли из под труб теплотрассы и увидели вокруг нас множество полицейских машин и вооруженных людей.
Как мы поняли это была наша полиция. И с их стороны началось очень много вопросов. Самым главным вопросом было то, как мы тут оказались.
Мы подробно ответили на все вопросы, объяснили зачем сюда пришли и с какой целью.
Простояли и прождали другой транспорт мы около часа. Нас должны были доставить в местный отдел, где нам предстояло ответить на те-же вопросы. По прибытию в отдел полиции у нас взяли паспорта и один из сотрудников поинтересовался, как мы здесь оказались. Мы рассказали, как шли почти двое суток по пустыне и что видели ваши патрули. Сотрудник полиции, услышав от нас такие подробности поменялся в лице и тихим голосом ответил, что это не их патрули.
- " То что вы видели в пустыне, это старые Ленд-Крузеры девяностого года выпуска. Внутри может сидеть до восьми человек молодых парней, выходцев южного Казахстана. И они очень не любят людей славянской внешности. Вы даже не представляете, что они бы с вами сделали, если бы увидели в пустыне. Мы их много лет поймать не можем. Подъезжают за несколько сотен метров, пускают салагу с ножницами по металлу, он режет кабеля на двести килограмм с действующей потерны, все это дело грузят на борт и уезжают, запутывая следы. Вы же видели наши ловушки в виде вырытых ям, когда шли по пустыне? Это всё для них сделали. Всё равно никак поймать не можем. Территория космодрома огромная, они как то объезжают ямы, или прикапывают. А у нас уазики обычные. Крузер втопит под сто кмч, а мы никак догнать не можем. Так и живем".
Нас сразу стало понятно, что это тот самый джип, который нарезал круги и проехал у нас перед самым носом. Сотрудники полиции очень заинтересовались нашим рассказом и подробно расспрашивали подробности и примерное время, когда была замечена машина.
- "В один такой заход крузак выдергивает кабеля на сорок тысяч рублей, потом сваливает к себе на родину, в казахстан. Космодром у нас Россия, но если автомобиль с преступниками уходит за его пределы, то всё. Мы ничего не можем сделать. Ловим только тут, в основном ловим неопытных молодых без орудия совершения преступления. Так называемых "разведчиков". Но бывает и за делом попадаются. А заметили бы вас, заломали, погрузили на борт и увезли бы в степь за скотом всю жизнь ухаживать. Зарядили бы в пятку волос коня, и всё. Никто бы вас никогда не нашел, даже искать бы не стали пробовать. Это бесполезно".
- "А что за волос коня? Для чего в пятку его заряжать? "
- "Для того что бы ты никогда не убежал с рабства. Тебе разрезают пятку, и крошат в рану мелко рубленный волос коня. Всё это дело медленно заживает, и в будущем на пятки наступать невозможно".
По началу весь этот бред мы восприняли как попытку запугать.
После беседы нам вернули документы и повезли в другой серьезный отдел с дяденьками посерьезнее. Нас пересадили в машину то-ли с следственным комитетом, то-ли с экспертами криминалистами, которые как раз возвращались с места преступления, где было украдено много кабеля. Возвращались с той стороны, где мы видели джип без фар. Сразу стало понятно что нам не врут.
Довезли нас до отдела, провели в кабинет к серьезным мужчинам, снова взяли паспорта.
Полицейский присаживается за стол и спрашивает:
- "Ну как вы сюда забрели то?"
Мы ответили всё то же самое, что и в том отделе. Рассказали что добирались по пустыне почти двое суток.
Лицо у мужика поменялась и с уст начала сходить нецензурная брань в нашу сторону.
- "Вот это вы поехавшие... Вы такие поехавшие.."
Он с выпученными от ужаса глазами повторял эту фразу несколько раз. Мы перебили и сказали что уже в курсе всего происходящего тут.
- "Вот у меня лежат три черепа. Я не знаю кто это".
Сотрудники полиции были в ужасе, и они постоянно повторяли что нам очень и очень повезло, что не попали в лапы к этим бандитам.
Как положено в любом полицейском участке, нам провели дактилоскопирование, мы написали объяснительные. Вывезли на полицейской машине с закрытого городка Байконур, и привезли в гостиницу. Пожелали всего хорошего, и велели быть осторожнее. Очень обрадовало, что сотрудники органов правопорядка отнеслись с пониманием к нашему увлечению и не были негативно настроены. Говорят, намного лучше и интереснее, чем пьянствовать и по клубам шарахаться. Много чего в жизни будет вспомнить.
Оказавшись в гостиничном номере мы наконец-то помылись и отправились в ближайшую столовую. Там нас ждали товарищи, которых поймали до нас. С ними полицейские провели точно такую же беседу. Мы присаживаемся за столики. За соседним столиком сиделои несколько человек - молодых ребят, выходцев из Казахстана. Они были очень уставшие и замотанные, грязные и с мешками под глазами. Уплетали за обе щеки всё подряд. Они так же, как мы хотели есть. И что самое странное, то что по ним всем было видно, что они как и мы, тоже не спали больше суток.
История реальная, все фотографии авторские.
Спасибо за внимание!