Все мы знаем замечательного поэта Юрия Энтина. Многие выросли на его песнях - вернее, на текстах, которые он писал к этим песням. Наверное, в советских мультиках и в детском кино нет ни одной песни, где бы не звучали его стихи.
Однако сугубо мирное творчество этого поэта один раз чуть не стало поводом для очередного советско-китайского конфликта.
Итак, отматываем в 1970 год. В этом году на экраны СССР выходит мультфильм "Катерок". И одним из эпизодов этого фильма была "Чунга-чанга". Ну, помните, там еще песенка такая была:
Чудо-остров, чудо-остров!
Жить на нем легко и просто.
Жить на нем легко и просто -
Чунга-Чанга.
Мультик оказался популярным. Народ получил очередную народную песню, а Энтин получил авторские. Казалось бы, все довольны. Кроме одного. Вернее, одних - китайцев.
Дело в том, что Китай по-китайски звучит как "Чун-Го" - срединное государство. Очень похоже на "чунга" из мультика. А тогда, в 1970 году, Китая было два. Один - который на материке, со столицей в Пекине, а второй - который на острове Тайвань со столицей в Тайбэе. Вот этот вот:
Первым Китаем (коммунистическим) командовал Мао Цзэдун, а вторым (националистическим) - Чан Кайши, которого Мао выпер пинками с материка в 1949. Оба этих китайца друг друга люто ненавидели еще, наверное, с 1920х годов.
И между двумя этими КитаЯми были нехилые терки - там, за полномочия, за преемственность, за бабки, за территории, за место в ООН (до 1971 года китайское место в ООН занимал Тайвань) и т.п.
Кроме того, на Тайване были размещены американские войска, и материковому Китаю это ну очень не нравилось - он постоянно предупреждал, что еще чуть-чуть и начнет фигачить красными драконами. Помните "1001-е последнее китайское предупреждение"? - Так вот это как раз оттуда.
И вот на всем этом фоне Советский Союз - соответственно, начальник соцлагеря - запускает в эфир просто аффигеть-как-популярную песенку про остров (!!!) Чун-Го, где отличная житуха, веселуха и маджонг с чансанями. Не про материковый Чун-Го, между прочим.
Это при том, что руководство СССР Тайвань не признавало как государство и официально считало тайваньцев империалистическими недобитками. Это прям какая-то идеологическая диверсия получалась - возвеличивание капиталистического Тайбэя и принижение коммунистического Пекина.
А отношения СССР и КНР тогда были очень не блестящими. В 1969-м году произошел вооруженный конфликт на острове Даманском (а и до этого были вооруженные конфликты - например, у поселка Дулаты, что в Казахстане). На границе с обеих сторон была навезена куча войск и военной техники. Советский посол в Пекине отсутствовал с 1967 года, а Мао клеймил советских ревизионистов и постоянно грозил расширить Китай до "исконных" границ - то есть, до самого Урала.
В общем, все было готово к взрыву - только поднеси спичку. И спичкой этой вполне могла стать... Чунга-Чанга Юрия Энтина. Потому что это ж ведь не только мультик был - эту песню и по радио часто крутили. А радио это вполне ловилось и на китайской территории.
Возникала сложная ситуация. С одной стороны, снять этот креатив с эфира - это значило пойти на поводу у китайцев. А такого было допускать нельзя. Советское руководство (в отличие от современного) отлично понимало, что если ты им уступишь в чем-то одном - потом придется уступать систематически.
С другой стороны, надо было как-то успокоить китайцев - чтоб не истерили по поводу Тайваня и Чунга-Чанги. Желательно, мирным путем.
И вот тогда, новый посол СССР в Пекине - Василий Толстиков, назначенный туда в октябре 1970, - нашел остроумный выход. На какой-то неофициальной встрече с китайскими коллегами ему кто-то попенял на этот мультик. А Толстиков возьми да и ответь: мол, ну да, есть такое вот неудачное созвучие. Но что поделаешь - советским детям этот мультик понравился, а про китайские проблемы они знать не знают. Вы лучше сами снимите какой-нибудь мультик с песней про "Сулиен" (так по-китайски СССР) да и крутите его в свое удовольствие. СССР возражать точно не будет - и мы квиты.
... Возможно, китайцы что-то тогда и сняли. Но популярности "Чунги-Чанги" достичь им все равно не удалось. Удачно копировать отечественный креатив у них никогда не получалось.