Найти в Дзене
У Движка

Лямбда-зонд

Слово пугающее для новичков и старичков автовладельцев. Если же вникать и искать информацию в сети интернет, то ее просто тонны, и описан он очень с высокой инженерной мыслью. Оно вроде и правильно, матчасть то никто не отменял. Но, мне, как обывателю, нужно очень тезисно и на пальцах получить ответы. Следовательно, давайте поставим вопросы:
Слово пугающее для новичков и старичков автовладельцев. Если же вникать и искать информацию в сети интернет, то ее просто тонны, и описан он очень с высокой инженерной мыслью. Оно вроде и правильно, матчасть то никто не отменял. Но, мне, как обывателю, нужно очень тезисно и на пальцах получить ответы. Следовательно, давайте поставим вопросы:
1. Что это такое?
2. Почему он у меня сломался?
3. Что требуется, чтобы он не ломался?
4. Почему цена такая величественная за этот датчик?
5. И можно ли заменить его на что-то другое?

Вопрос №1
Что это такое?
Лямбда-зонд преобразует количество кислорода выхлопных газов в электрический сигнал, который передается ЭБУ, тем самым корректирует воздушно-топливную смесь.
Если еще проще, то этот датчик ловит воздух (кислород) в том, что остается в выхлопе (точнее в газах), после чего говорит ЭБУ (мозгам) сколько нужно дать топлива или воздуха во впуск (в камеру), чтобы у вас соотношения топлива из бака и воздуха с улице было ровно столько, сколько вы будете улыбаясь видеть на мониторе в виде расхода топлива в литрах на 100 км)) Вот если  вы видите сегодня 9.6 л/100км и вас это радует, то при поломке, возможно, цифра будет 19.6 л/100 км. 

Вопрос №2
Почему он у меня сломался?!
Ситуаций не много, переберем их по факту набора данных о неисправностях Лямбда-зонда от компании Denso

Загрязнение антифризом.

Внешний вид: Избыточные зернистые отложения серо-белого,
иногда зеленоватого цвета

Причина: Загрязнение вследствие наличия антифриза в цилиндрах двигателя

Способ устранения

1. Проверить систему охлаждения двигателя
2. Особенно проверить прокладку головки цилиндров, на протечки и при необходимости произвести ремонт
3. Заменить датчик Лямбда-зонд

Загрязнение маслом


Внешний вид: Избыточные отложения темно-серого /
черного цвета

Причина: Загрязнение вследствие избыточного потребления масла

Способ устранения

1. Проверить двигатель на утечку масла или износ и при необходимости произвести ремонт
2. Заменить датчик

Загрязнение обогащенным топливом

Внешний вид: Избыточная сажа темно-коричневого или
черного цвета

Причина: Загрязнение вследствие сжигания неправильной/обогащенной топливовоздушной смеси, что может быть вызвано выходом из строя подогревателя датчика или неисправностью топливной системы.

Способ устранения

1. Проверить топливную систему и измерить токсичность выхлопных газов
1.1. В случае использования датчика с подогревом (3 и более проводов) проверить управление подогревателем кислородного датчика и сам подогреватель датчика
2. Устранить неисправность
3. Заменить датчик

Загрязнение присадками

Внешний вид: Избыточные отложения красного или белого
цвета

Причина: Загрязнение вследствие чрезмерного использования
присадок или использования вредных присадок. Некоторые составляющие топливных присадок могут загрязнять чувствительный элемент датчика. При сжигании такого топлива в двигателе выделяются пары, которые приводят к загрязнению и/или засаливанию чувствительного элемента

Способ устранения

1. Удалить присадки,
2. прочистив двигатель и/или топливную
систему
3.  Заменить датчик

Загрязнение свинцом

Внешний вид: Блестящие отложения темно-серого цвета

Причина: Загрязнение вследствие использования
этилированного топлива Свинец разрушает платину, присутствующую как на чувствительном элементе датчика, так и в катализаторе

Способ устранения

1. Слить этилированный бензин и залить неэтилированный
2. Заменить датчик

Итог: Все, что выходит из ДВС, если оно не того состава, то он и выводит из строя наш датчик. И в любом случае датчик идет под замену!

Многие мастерские видя ошибку по Лямбда-зонд просто говорят МЕНЯЙ! НО по факту, заменив данный датчик и оставив причинно следственную связь его выхода из строя, вы, вероятно, через некоторое время снова должны будете его поменять! 

ВНИМАНИЕ: Повторная проверка
Во всех случаях загрязненный датчик кислорода
требует замены. Однако после замены датчика
также важно проверить функционирование
каталитического нейтрализатора. Загрязнение
также может привести к неполадкам в
нейтрализаторе, снизив его производительность.
ВНИМАНИЕ: Повторная проверка Во всех случаях загрязненный датчик кислорода требует замены. Однако после замены датчика также важно проверить функционирование каталитического нейтрализатора. Загрязнение также может привести к неполадкам в нейтрализаторе, снизив его производительность.

Вопрос №3
Что требуется, чтобы он не ломался
По сути, 2-ой вопрос автоматически отвечает и на 3-й.
Но тут мы добавим еще вот что:

1. Заправляйте свой автомобиль на проверенных заправках
2. Не заливайте непонятные присадки в топливо. Т.к. они могут вывести из строя не только датчик, но так же и топливную систему а в некоторых случаях вы можете и получить капитальный ремонт двигателя.
3. Не скупитесь на проверки и доп. диагностики у нормальных и честных мастеров. Любая болезнь может быть предотвращена на начальной стадии. 
4. Плановое и своевременное ТО - это один из моментов диагностики и проверки. (ПРИМЕР: ВЫКРУТИВ СВЕЧИ МАСТЕР МОЖЕТ ПОНЯТЬ, ЧТО ПРОИСХОДИТ НА ВЫХОДЕ И В ЦИЛИНДРАХ)
5. Один из важных моментов, не скупитесь на запчасти. Дешевые или по заниженной цене детали не факт что будут работать правильно! Чудес не бывает!

Вопрос №4
И что цена такая величественная за этот датчик? спросите вы!

Цена, стоимость = сборке и набору материалов, ну + транспортировка и наценка продавца.

В данному случае на стоимость играют его составляющие, а точнее лямбда зонд - это в первую очередь высокоточный измерительный прибор.

Датчики бывают:
Узкополосный  - если совсем просто и не усложнять, то если у Вас 1, 2, 3 или 4 провода 
Широкополосный - если  5 или 6 
также датчики идут по типам

  • Циркониево-оксидные датчики: цилиндрического и плоского типа
  • Датчики соотношения воздух/топливо: цилиндрического и плоского типа
  • Титановые датчики

    Исполнения корпуса
Резьбового типа
Резьбового типа
Фланцевого типа
Фланцевого типа

Рабочий элемент датчика — пористый, керамический материал на основе двуокиси циркония, покрытый методом напыления платиной.
Да, да, вы не ослышались, там есть цирконий, и есть платина, мы Миллионеры)) шутка. Это все напыления в микронах, НО это уже стоит денег!
К тому же туда прибавим материалы, которые требуют высокотемпературной нагрузки, все это собрать в небольшой корпус, и мы получаем высокоточный измерительный прибор, стоимостью которая всегда удивит! 

Вопрос №5
И можно ли заменить его на что-то другое?

Вот тот момент, которого вы ждали! ЭКОНОМИЯ!

Естественно, у нас в стране всегда найдут решение удешевления ремонта, и в данном случаи оно заключается в нескольких аспектах и действиях:

1. Если Вам все ровно на то, чем мы дышим, то естественно, переходим к пункту №2
2. Не буду подробно описывать про Евро нормы Эко. класса, это будет отдельная статья, сразу опишем пару моментов:

- Удалить Катализатор
- Поставить Обманку Лямбда-зонд, а скорее всего не одну.
- Поставить пламегаситель
- Прошить ЭБУ автомобиля

Сопоставив стоимость и затраты, вы можете принять решение в ту или иную пользу!

P.S. Вся статья была собрана для обычного обывателя и, если вы считаете иначе, или нашли ошибки, обязательно напишите нам и скажите свое мнение.  с Уважением, команда проекта У Движка.рф