В конце июня 1942 года немецко-фашистские войска при поддержке массированных ударов авиации перешли в наступление на воронежском направлении. Основные усилия, гитлеровцы сосредоточили в полосе 40-й армии.
На рассвете 28 июня с запада появились черные стаи «юнкерсов». Они шли в нашу сторону группами по 10—15 и более самолетов в каждой. Одна из них устремилась на разъезд Расховец, у которого в железнодорожной выемке, поросшей молодым лесом, стоял бронепоезд № 2. Построенный на Южном Урале железнодорожниками паровозного депо станции Челябинск в ноябре 1941 года в сверхурочное время, он получил название «Южноуральский железнодорожник». Боевой состав и паровозные бригады поезда комплектовались из шахтеров и железнодорожников Копейска, Еманжелинки и Челябинска. Командовал бронепоездом старший лейтенант Иван Евстратович Орлов, комиссаром был политрук Петр Алексеевич Горкушенко.
Бронепоезд прикрывал тыловые объекты 40-й армии и 121-й стрелковой дивизии на участке Щигры—Мармыжи.
Получив данные о приближении авиации противника, старший машинист сержант М. Е. Купцов, его помощник старшина Ф. Дедюев и кочегар младший сержант Е. А. Бруско по приказанию старшего лейтенанта И. Е. Орлова вывели бронепоезд на участок для маневрирования, воины заняли места у орудий и зенитных установок.
Вскоре группа из 18 самолетов, развернувшись, начала с пикирования бомбить поезд. Первые выстрелы по приближающимся самолетам сделали артиллеристы с бронеплощадки лейтенанта И. В. Уварова, но ощутимых результатов не добились.
Между тем «юнкерсы» продолжали пикировать. Бомбы рвались вокруг стальной громадины. Осколки били в броневые листы. Появились убитые и раненые. Погиб пулеметчик Виктор Смирнов, от контузии умер орудийный номер рядовой Владимир Дудин, был ранен командир бронеплощадки младший лейтенант С. Н. Шалаев.
При отражении первого налета один «юнкере», получив повреждение, вышел из строя и, оставляя черную полосу дыма, пошел к западу. Другой, не выходя из пике, врезался в землю. Его экипажу удалось выброситься на парашютах. Трое гитлеровцев залегли за штабелями шпал, которые лежали неподалеку от полотна. Заместитель командира бронепоезда старший лейтенант А. С. Черевко приказал сержанту Кузнецову с двумя бойцами взять летчиков. Когда бойцы стали приближаться к ним, раздались пистолетные выстрелы. Кузнецов дал по штабелям очередь из ручного пулемета, два немца были убиты, а один с поднятыми руками вышел из укрытия. Его посадили в бронепоезд. Фашист не мог скрыть от наших бойцов животный страх, вызванный грохотом продолжавшегося боя. Он показал, что их авиасоединение было переброшено на этот участок из-под Харькова.
После отражения первого налета зенитчики приготовились к следующей встрече врага. Через полчаса атака бомбардировщиков повторилась... Пикирует первый, второй,.. десятый... Но сильный огонь бронепоезда не позволил противнику осуществить прицельное бомбометание. И на этот раз не было прямых попаданий ни в бронеплощадки, ни в паровоз. А гитлеровцы потеряли еще один самолет. Он врезался в лес северо-западнее разъезда Расховец. Во время третьего налета был ранен в ногу командир зенитного взвода лейтенант Николай Сиукаев, однако он еще долго оставался в строю и подавал команды. Тяжелое ранение получили пулеметчик Алексей Таранухин, парторг бронепоезда рядовой Симаков. Всех раненых отправили на машине в госпиталь.
В следующем заходе бомба малого калибра разорвалась между бронеплощадками и вырвала кусок рельса. Восстановительная бригада из бойцов огневых расчетов под руководством техника-лейтенанта П. С. Шубина немедленно начала ремонтные работы. Но куска рельса нужного размера в запасе не оказалось. И тут было принято оригинальное решение. Бойцы заровняли воронку, положили плотным рядом несколько шпал, выпилили по размеру вырванного рельса сухой дубовый брус, закрепили его на подкладке, и... двухсоттонная махина медленно перекатилась по этому импровизированному пути. Не успели это сделать, как другая группа «юнкерсов» уже стала заходить на бомбометание. Новый град бомб, новые потери у врага. Огненная трасса, выпущенная из пулемета командиром бронеплощадки младшим лейтенантом В. Я. Куплевахским, резанула по фюзеляжу одного из самолетов, и тот, охваченный пламенем, скрылся за ближним лесом.
Налеты, бомбежки, маневры бронепоезда на перегоне разъезд Расховец — станция Мармыжи продолжались до полудня. К вечеру гитлеровцы, видя, что зенитный огонь не прекращается, решили огнем из пушек и пулеметов выводить из строя личный состав, находившийся наверху. Зенитчики стали уходить под защиту верхних броневых листов. Теперь им было труднее вести своевременный прицельный огонь, и они начали бить по самолетам, когда те выходили из пике.
Бой бронепоезда с авиацией противника длился 14 часов. Более десяти воздушных атак отбил в тот день экипаж бронепоезда. Его воины отвлекли на себя несколько десятков вражеских самолетов.
К исходу дня, когда кончились боеприпасы, бронепоезд отошел к станции Мармыжи...
Майор А. КОСОНОГОВ
⭐⭐⭐
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ЛАЙК И РЕПОСТ БУДУТ ЛУЧШЕЙ БЛАГОДАРНОСТЬЮ