Белорус Леонид Пашковский признан лучшим тревел-блогером 2018 года по итогам конкурса National Geographic Traveler Awards. Он снимает программу «Хочу домой» о путешествиях в малоизученные страны, где весьма опасно и некомфортно. Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала, чем он будет удивлять своих поклонников в новом году и как ему удается снимать реальную жизнь без макияжа и вторых дублей так, чтобы засосало под ложечкой.
Леонид рассказывает о трущобах Индии и Гаити, запрещенных вечеринках и черном рынке алкоголя в Иране, об уличных бандах в Панаме, о растаманах на Ямайке, об экономическом кризисе в Венесуэле… На его YouTube-канал подписаны 245 тыс. человек, а самое популярное видео о вечеринках и сексе на Кубе набрало 6,8 млн просмотров.
— Все это делал из любопытства. Так получилось и с блогом. С детства интересовался другими культурами, смотрел передачи про разные страны. Когда появилась возможность путешествовать, ездил в Европу, Индию, Китай, Японию и кайфовал от этого. С появлением тревел-медиа, развитием соцсетей, YouTube стало много людей, рассказывающих о своих путешествиях. Я за ними следил, и постепенно мне стало скучно их читать и смотреть. А так как моя основная работа была связана с медиа и созданием контента, решил сам попробовать стать блогером. И поехал в Иран.
— С какими сложностями там столкнулся? Учился ли где-то снимать?
— Нигде не учился, и в этом заключалась главная сложность — надо было думать про компоновку кадра. Благо YouTube прощает визуальную «некрасивость». Самое важное — содержание. Но я думаю о том, чтобы пойти на курсы операторского мастерства.
— Как выбираешь страны для своих путешествий?
— Проект «Хочу домой» — о малопонятных нам культурах. Цель — узнать и рассказать о них, при этом не соврав. Поэтому я ретранслирую информацию устами местных жителей. Никто, кроме них, правду не скажет.
— На мастер-классе в рамках фестиваля мобильного кино velcom Smartfilm ты рассказывал, что каждый сюжет тщательно продумываешь и готовишь, заранее ищешь героев и договариваешься с ними о съемках. Такой подход больше напоминает работу телерепортера, нежели блогера.
— Многие ошибочно полагают, что, когда снимаешь тревел-проект, никакого сценария не надо. В путешествии и так всегда круто и весело, приключения, новые люди… На практике это не так. В пути быстро устаешь, ты не подготовлен, ничего не понимаешь, и поездка превращается в перемещение в пространстве с фотографированием. Изредка встретишь кого-то интересного или найдешь приключения. Поэтому зачастую тревел-блогеры полагаются на счастливый случай. Я же заранее готовлюсь к съемкам, но бывает, что все идет не по плану.
— Как готовишься?
— Перед каждой поездкой составляю список тем, которые хотел бы раскрыть. Исходя из них формирую маршрут. Затем ищу героев. Это самое главное и сложное, без них сюжета не получится. Найти героев помогают социальные сети и YouTube, но в некоторых странах Интернет другой либо отсутствует, и тогда приходится искать на месте. Так было, например, на Кубе или в Гаити. Я просто знакомился с людьми на улице, подходил к тем, кто, как мне казалось, может ответить на мой вопрос. Это сложно, каждый раз приходится переступать через себя, ведь я на самом деле очень стеснительный.
— При этом тебе удается разговорить людей на весьма откровенные темы. В чем секрет?
— Я сторонник разговора на равных, а не интервью. Человек должен чувствовать, что им искренне интересуются. Это главное правило. Конечно, иногда приходится изображать интерес. Например, когда на Ямайке снимал растаманов, пришлось целый час слушать про их веру в черного Иисуса, про летающие тарелки, чипы, которые вживляют людям, но я понимал, что надо продолжать снимать. Второй мой секрет — попытаться стать ближе к тому, с кем общаешься. Например, на Кубе ни один разговор не начинался без рома. Такая же история на Востоке с чаем. Еще один рецепт — помогать людям. Опять же на Ямайке хотел снять сюжет о парне, который открыл образовательный центр. У него очень интересная история, но он отказывался говорить на камеру. Несколько дней его уговаривал, а потом просто начал помогать ему в разных делах. Только после этого он мне поверил и разрешил съемку.
— Оправдывает ли проект свое название: хочется ли тебе домой в путешествиях?
— Всегда хочется домой. Больше всего хотелось уехать из Гаити. Там действительно было страшно, с трудом заставлял себя выйти из дома. Из Бангладеш тоже очень хотелось уехать. Это последняя страна на маршруте, который недавно проехал. Путешествовал больше двух месяцев, устал физически и морально, да еще и заболел. К тому же у меня там украли телефон со всеми контактами, и встречи слетели. Люди, с которыми удалось пообщаться, оказались бесполезными. В общем, материала не было. Но выкрутился: вспомнил, что прилетел туда в свой день рождения, и построил сюжет на том, как пытаюсь себя развлечь. Правда, Дакка — худшее место для празднования.
— Где еще тебе приходилось менять свои планы съемок?
— В Варанаси хотел снять историю о садху: почему они выбрали такой путь, что их заставило отказаться от всего и стать монахами-бродягами. Но когда стал их спрашивать, никто не отвечал на вопросы. Все переводили разговор в другое русло. В итоге получилась история о попрошайках, о том, что для людей в Индии это еще одна работа, способ найти свое место и выжить.
— Ты сам монтируешь видео?
— Да. Постоянно веду учет отснятых сюжетов и каждый вечер отсматриваю их. Всегда нужно держать в голове, как связать разные истории героев так, чтобы они дополняли друг друга и работали на раскрытие одной темы. Важно придумать склейки, при необходимости снять подводку или найти дополнительного героя.
— Где ты снимал третий сезон проекта и чем удивишь зрителей?
— На этот раз будет Азия: Мьянма, Таиланд, Китай, Тибет, Бангладеш. Сезон стартует 4 февраля. Снять экшен или треш в этих странах было сложно, поскольку там люди, культура очень спокойные благодаря буддизму, да и конфликтных зон мало. Но скучных видео не будет. Например, в Таиланде снимал историю про трансгендеров и трансвеститов, в Шаолине посмотрел, как изучают кунг-фу.
— Что обязательно берешь в дорогу?
— Спальник, небольшой комплект одежды, аптечку, фонарик. Все остальное — съемочная техника. В этот раз у меня было три камеры, два микрофона, жесткие диски, смартфон, планшет…
— Сейчас путешествие — это твоя работа?
— Начиная со второго сезона, поскольку появился рекламодатель. Но любопытство никуда не делось. Уже вошел в азарт: интересно, насколько далеко могу зайти. Куба собрала 6 млн просмотров, а может ли быть 12 млн? Стараюсь развиваться и делать видео лучше, но проблема в том, что мое понимание «лучше» не всегда совпадает с мнением зрителей.
— Как сделать ролик на миллионы лайков?
— Нужен счастливый случай. Это загадка. Наверное, честно об этом никто не расскажет.
— Чему научили тебя странствия?
— В путешествии учишься думать по-разному. Я бы также мог назвать свое шоу «Параллельные реальности», потому что все люди живут не только в разных странах, но и в разных реальностях. И это учит не навязывать никому свою точку зрения.