Меня зовут Ильназ Набиуллин, я владелец сети японских парикмахерских «Чио-Чио». Я занимаюсь франчайзингом уже пять лет, поэтому знаю, какой должна быть успешная франшиза. Сегодня расскажу, как определить качество франшизы и уровень компетенций франчайзера без аудита.
Посетите офис франчайзера
Чтобы оценить готовность франчайзера работать с партнерами, сходите к нему в гости. Обратите внимание на состояние офиса и количество сотрудников.
Управляющая компания — это ядро франшизы, вокруг которого выстраиваются бизнес-процессы. В «Чио-Чио», например, работает около 50 специалистов в отделах маркетинга, качества, стратегии. Перед каждым отделом стоят свои задачи.
Если офис пустоват или находится в неудачном месте, франчайзер не хочет тратиться на его обустройство и не готов вкладывать деньги в свой бизнес. Если в маленькой комнате сидят 4-5 специалистов, задумайтесь, какую помощь в развитии бизнеса может дать такой франчайзер.
Поговорите с франчайзи
В любом бизнесе есть риски. Но вы можете троекратно их уменьшить, если до покупки встретитесь и поговорите с другими франчайзи.
Узнайте у его партнеров, как владелец франшизы исполняет обещания, как ведет себя в критической ситуации и какую помощь может оказать.
Если франчайзер говорит, что все запущенные франшизы продолжают идеально работать — он лукавит.
Запуск каждой новой точки проходит по-разному. Нельзя исключать форс-мажоры и ошибки. Когда франчайзер честно рассказывает о проблемах на запуске и как он смог их решить, это вызывает доверие — он уверен в своем бизнесе.
Проверьте финмодель
Неопытные предприниматели покупают франшизу, не проверив финмодель, хотя это можно сделать самостоятельно, не прося помощи у бухгалтеров или финансовых консультантов.
Перепроверьте все цены на товары и сравните документ с финмоделями конкурентов. Обратите внимание на то, какие расходы учтены в таблице. Например, если за материалами франчайзер ездит на машине, он может забыть включить расход на транспорт. Если у франчайзи не будет машины, в финмодели появятся несостыковки.
Изучите условия
Чтобы привлечь первых партнеров, франчайзер может продавать ее по себестоимости и даже себе в убыток. Но если у франшизы нет паушального взноса или роялти, выясните причину.
Роялти может быть не фиксированным, но входить в оплату товаров, которые франчайзи обязан покупать у франчайзера.
Если вы считаете, что франшиза продается дешево, возможно, она еще сырая. На вас, как на одном из первых франчайзи, будут обкатывать бизнес-процессы. Поэтому будьте готовы к роли подопытного кролика — вы можете сэкономить, а можете и потерять ресурсы.
Проверьте документы
Если по всем пунктам франшиза вас устраивает, проверьте документы и договора.
Обязательно изучите судебную историю франчайзера и юристов, которые будут оформлять ваш договор.
Заключайте официальный документ, а не просто хлопайте по рукам. Если вы заплатите первоначальный взнос, а франчайзер не выполнит свои обязательства, вы не сможете потребовать деньги или заставить владельца франшизы довести дело до конца.
***
Аккуратный человек аккуратен во всем. Нужно педантично относиться к своему бизнесу. Внимательно относитесь к мелочам, и тогда вам будет легче управлять крупными бизнес-процессами.