Многим из нас хотя бы в общих чертах известна история аргонавтов. Целью их долгого странствия было заветное руно, что имело цвет золота. А как же оно появилось? Откуда появился чудесный барашек, украшением которого оно было? Эти вопросы раскрывает предание о Фриксе и Гелле, которое становится предысторией к приключениям Ясона и его друзей.
Древняя поэма
Миф о Фриксе и Гелле мы узнаём в поэме Аполлония Родосского, который жил за три века до нашей эры. Автор рассказывает увлекательную историю о путешествиях команды судна «Арго», однако в самом начале повествует о том, что предшествовало известным событиям.
Аполлоний описывает чудесную историю появления золотого руна. Слог автора наполнен яркостью и образными символами, а по мере знакомства с героями начинаешь сопереживать и проникаться к ним не только симпатией, но и сочувствием, и пониманием. Итак, давайте знакомиться с этим преданием.
Неверный царь
У величественного и грозного бога ветров был сын Афамант. Он был богом лишь наполовину, а потому стал беотийским царём. Он был настолько красив, что сумел очаровать саму богиню Нефелу, что управляла вечными небесными странниками – облаками. В их браке родились двое чудесных детей – Фрикс и Гелла. Мальчик и девочка выросли красивыми и сильными, достойными своего божественного происхождения.
Всё могло бы быть благополучно, но Афамант не собирался хранить верность своей «облачной» супруге. Он решил жениться на обыкновенной женщине – Ино. Правда, та имела царское происхождение, а в её роду, как и у многих аристократов того времени, также были боги. Как выяснилось позднее, красота Ино не отражала её характера. Женщина эта была злой и завистливой. Кроме того, она ненавидела детей Афаманта, ведь они могли стать преградой для восхождения на трон её собственного ребёнка.
Когда зло торжествует
Коварная Ино решила непременно расправиться с законными наследниками. Она тщательно обдумала непростой, но хитроумный план. С помощью лжи, угроз и подкупа царица заставила хранительниц семян иссушить их. Это уничтожило зёрна. Когда с приходом весны поля были засеяны, люди долго ждали всходов. Те так и не появились.
Тогда, согласно древней традиции, Ино отправила послов к оракулу в Дельфы. Предварительно она вновь подкупила вестников, а потому царь услышал от возвратившихся послов то, что было выгодно Ино. Как сообщили они Афаманту, урожай могла вернуть лишь страшная жертва – его сын Фрикс. Это было решением богов, только повиновение им могло спасти народ от голода и гибели.
Афамант с горечью размышлял об услышанных словах. Он очень любил своего сына, но, прежде всего, он был правителем, а не отцом. Что будет с его людьми, если весь сезон нивы так и простоят безжизненными и пустынными? Большая беда надвигалась на его царство, и Афамант был согласен остановить её, чего бы это ни стоило.
Золотое спасение
Итак, царь дал согласие на эту жертву. Начались приготовления к ритуалу, которые заняли немало времени. Во время подготовки к жертвоприношению Ино сложно было скрывать радость – её затея увенчалась успехом: Фрикса уже можно было считать мёртвым. Вот уже началась церемония. Жрецы вели Фрикса к священному алтарю, где его ожидал служитель с кинжалом в руке. И вдруг возгласы раздались в толпе людей. Разве могла любящая богиня-мать оставить в беде своих детей? Конечно, нет. Нефела попросила помочь Гермеса, который подарил ей необыкновенной красоты овна. Это животное должно было спасти Фрикса и Геллу.
Прямо на ритуал жертвоприношения явился овен, сверкающий золотом в лучах солнца. Фрикс быстро сообразил, что к чему и вскочил на барана, схватив за руку сестру. Теперь они были спасены. Быстро мчался овен над лесами и горами, едва не задевая своими рогами могучие облака, которые повиновались велению матери спасённых.
Имя, отданное морю
Скоро под копытами барана промелькнули и речные воды, а затем появилось море. Страшно стало Гелле мчаться над бескрайними просторами, что таили в своих глубинах ужасных чудовищ. Не успел спохватиться Фрикс, как девушка вскрикнула и упала в тёмную пучину. Долго оплакивал свою сестру Фрикс, а впоследствии то море, где она погибла, стало называться Геллеспонтом. На современных картах его можно найти в районе Дарданелл.
Чудесный золотой барашек вынес Фрикса к берегам Колхиды. Там юноша нашёл не только приют, но и того, кто смог заменить ему отца – местного правителя Эета. Как известно, царь этот был сыном самого Гелиоса, а потому, подобно своему отцу, нёс свет и радость всем. У него была прекрасная дочь Халкиопа, которая, увидев спасённого Фрикса, всем сердцем полюбила его. Впоследствии они стали одной из самых красивых и счастливых супружеских пар.
Священное сокровище
Какая же судьба ожидала священного овна? Поскольку он был даром богов, то местными жителями и правителем Колхиды было решено принести его в жертву великому Зевсу, что являлся верховным царём среди всех божеств. Сохранённое золотое руно стало ценностью Эета, которую он также посвятил богам. Священный лес, покровителем которого был воинственный Арес, стал хранилищем золотого руна. Там оно было повешено возле святилища бога войны. Чтобы никакой разбойник не решился похитить его, Эет оставил рядом огромного змея, который дышал пламенем и не засыпал ни на мгновение.
Почему же многие греки так мечтали об этом руне? Конечно, оно было ценностью, но для рода Афаманта, который был осквернён предательством Ино, оно было ещё и спасением. Только золотое руно овна, что спас Фрикса, могло вернуть покой и благоденствие на землю Афаманта. Именно поэтому впоследствии приключения, связанные с добычей этого сокровища, станут одним из самых известных преданий Древней Греции – мифе об аргонавтах.
Миф о Фриксе и Гелле является одним из тех, где ярко освещается неприязнь древних к человеческим жертвам. Страшное преступление Ино так и не свершилось по воле богов, что послали удивительное создание на помощь людям.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш Яндекс.Дзен-канал «История» (https://zen.yandex.ru/history_world) и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.