Если вы ещё не читали Кэмерон-Бэндлер, то обязательно прочтите её книгу «С тех пор они жили счастливо». Так легко писать и описывать отношения между людьми удаётся не каждому, вам понравится эта книга, даже если вы не профи психолог.
Я случайно познакомилась с работой Кэмерон-Бэндлер на курсах НЛП и не очень-то заинтересовалась, но когда на 4 главе я увидела картинку из собственной жизни я втянулась.
Скажите, как часто вы обманываете себя или других?
Если ваша мать говорила: «Все в порядке», — и при этом сжимала зубы, руки ее сжимались в кулаки и слезы стояли на глазах, — чему вы верили, тому что видели, или тому, что слышали? Если отец словами вас журил за мелкий проступок, но при этом весело улыбался и похлопывал вас по спине, чему вы верили?
Ребёнок из такой семьи будет доверять, и будет более сознавать то, что он видит, а не словам, которые он слышит. Когда ему скажут «я тебя люблю», — он может ответить «По твоему виду это незаметно. Не очень-то я тебе верю»
Мой эксперимент
Меня увлекла эта история и я начала следить за собой: как я общаюсь с ребёнком, как ребёнок изучает меня, как я общаюсь в внешним миром и своим отражением в зеркале...
Признаюсь честно, мне очень понравилось наблюдать за собой без оценок, наблюдать ради наблюдения.
Я выяснила, что по десять раз на дню задаю один и тоже вопрос сыну: « А что ты чувствуешь?»
Самый абстрактный вопрос, который только можно придумать и, знаете что, он приспособился ко мне и даже научился отвечать честно: «Мне страшно, больно, я рад, мне жаль тебя...» Или это потому что я специалист по EQ...
Если бы не эксперимент, я бы и не задумалась о том, что мы спокойно обсуждаем его детские переживания как прочитанную книгу, новую игрушку, его увлечения.
Иногда он сам подходит ко мне, берёт за руки, смотрит в глаза и спрашивает: «Почему ты такая грустная, о чём ты думаешь?» И у меня нет шансов обмануть его, я под прицелом его цепкого взгляда. Поэтому я смело и без излишней прелюдии отвечаю прямо, иначе он продолжит пытать меня расспросами.
Если же я говорю что-то, что близко ему самому, он садится рядом и начинает рассуждать: «Знаешь мама, я тоже так думаю, у меня было такое... Хочешь расскажу?»
Дальше он мне рассказывает все свои душевные тайны, а между нами в этот момент рождается чувство таинства — теперь мы объединены узам секрета на двоих.
Как видите, задавать абстрактные вопросы детям иногда полезно!
Возвращаясь к книге...
В моей семье не принято было делиться чувствами и я выросла в атмосфере недоговаривания и молчания, поэтому так часто сомневаюсь в словах которые люди говорят мне, я всегда смотрю на мимику, жесты и слушаю свои ощущения, которые не лгут.
Я не знаю исправлюсь ли я... В одном я уверена точно, мой сын растёт в другой атмосфере, слова для него имеют не меньшее значение, чем проявленные чувств, потому что у меня нет шансов на обман его детского сердца.
Не обманывайте детей, особенно если речь о чувствах!
Да пребудет с вами сила эмоций!