Искусство выделки цветных войлоков у карачаевцев и балкарцев – высшая точка этого ремесла у тюрков в целом. Только у этих двух горных народов киизы (войлоки) бывают столь разнообразны – в технологии производства, в колористике, в устойчивых орнаментальных мотивах, в количестве стабильных элементов декора… Эта тема особого разговора – слишком объемная и значительная, чтобы попытаться её охватить в рамках небольшой статьи.
Нас интересует орнаментальная терминология балкарцев и карачаевцев, конкретно – «парные» названия отдельных элементов декора. Среди таковых имеется двойное наименование «бит»-«бет», обозначающие два вида одного декоративного элемента, одной простейшей фигуры – треугольника.
«Бет» при этом – приблизительно равносторонний треугольник, буквальное значение термина – «лицо» – вполне соотносимо с видом самого обозначаемого элемента. Однако второй элемент терминологической пары – «бит» – обозначает сильно вытянутый треугольник и удовлетворительного перевода не имеет. Зато само это слово знакомо всем людям, так или иначе интересовавшимся историей и культурой тюрков. Оно является основой производных, связанных с понятием письма – «битиг»-«битик» (книга, послание), «битикчи» («писец») – и известных с первых рунических надписей Орхона и Енисея.
Считается, что этимологически и «битиг» («книга-послание-надпись»), и «битикчи» («писец») восходят к общетюркскому «бич» («резать»), ввиду того, что первые тюркские графемы, действительно, не писались, а вырезались – на дереве и камне. Похоже на то, однако относительно термина войлочного производства существует вариант прямого выведения слова к очень архаичным слоям культурной памяти.
Отвлекаясь от умствований – «бит» есть вытянутый равнобедренный треугольник, то есть, клин. Иначе – элементарная основная часть первой письменности на земле – шумерской клинописи. Может ли общетюркское представление о технике письма базироваться не на понятии «резать», а быть напрямую связанным с таким процессом, как продавливание клиньев в мягкой глине? Может быть, первично именно «клин» («бит»), а не «режь» («бит»-«бич»), тем более, что полный функциональный лексический аналог в тюркских языках имеется – «кес» («режь»).
Аутентичность лексемы подтверждается её устойчивым положением в системе терминов войлочного производства. Речь идёт не только о паре «бет»-«бит». Парные термины образуют здесь, как минимум, триаду: помимо указанной двойки, существуют оппозиции «мет» («ромб»)-«мит» (вытянутый ромб») и «чёт» («слэш»)-«чат» («разветвление, вилка»).
Кроме того, в целом, в балкарском есть и другие совпадения с языком «Сказания о Гильгамеше». Количество их таково, что говорить о родстве, как минимум, рискованно, но культурное влияние отрицать было бы, по меньшей мере, глупо, что, в свою очередь, ставит вопрос о времени первого появления тюрков а пределах Ойкумены.