Некоторые из моих знакомых считают, что тайм-менеджмент нужен сугубо управленцам больших компаний, но это не так.
Почему это не так и зачем он вообще нужен нам всем?
Тайм-менеджмент - искусство управления временем - его оптимизации и получения максимальной эффективности. То есть это наука о том, как успеть всё. Мечта любого, не правда ли?
Как правильно планировать свой день, уйти от отвлекающих факторов - вот в чём помогает тайм-менеджмент, что важно для абсолютно любого человека. Но как и в любой науке, нужно сначала ей научиться, а уже затем она будет давать какие-либо плоды.
Итак, несколько эффективных методов сделать нашу жизнь легче и приятней, которые стоит попробовать на практике:
1. Принцип Парето
Это принцип был сформулирован итальянским экономистом Вильфредо Парето в 1897 году, используется до сих пор и является одним из самых известных принципов тайм-менеджмента. Формулируется он следующим образом: "20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата".
Суть принципа Парето - в том, чтобы взять свой список дел и проанализировать, какие именно пункты дают тебе максимальную отдачу и вычеркнуть те, которую дают минимальную.
2. Сначала съешь лягушку
"Если с утра съесть лягушку, остаток дня обещает быть чудесным, поскольку худшее на сегодня уже позади".
Марк Твен
Лягушка - самое большое и неприятное дело - то, которое мы, как правило, отправляем в долгий ящик. После того как оно выполнено, остальные дела покажутся не такими уж страшными и большими и начать их делать будет намного легче.
3. Принцип 4D
Он же матрица Эйзенхауэра - заключается в том, чтобы отсеивать все поступающие дела по 4 критериям:
1) Delete - Это можно удалить. Оно не важно, не срочно и не нужно никому вообще - так зачем его делать в принципе?
2) Delegate - Это можно кому-то делегировать. Да, оно, возможно, срочно, оно нужно, но кто его сделает абсолютно не важно. Отдайте эту задачу кому-то ещё, чтобы сэкономить время для чего-то более важного.
3) Defer - Это можно отложить. Попадает в категорию важных, но не срочных. Откладываем его до тех пор, как у нас появится свободное время - или пока оно не перейдёт в раздел важных и срочных.
4) Do it! - Это нужно сделать. Сюда попадают важные, срочные, и нужные нам дела.
Также этот принцип помогает научиться расставлять свои приоритеты - навык необходимый не только в тайм-менеджменте, но и в жизни в целом.
4. Формула 10-3-2-1-0
Хотя этот метод и попадает в списки по тайм-менеджменту, он скорее, направлен на то, чтобы помочь нам создать и вести правильный образ жизни. Тут всё просто: запоминаем конкретные циферки и что они значат и придерживаемся их:
За 10 часов до сна: не употреблять кофеин;
За 3 часа до сна: говорим "нет" еде и алкоголю;
За 2 часа до сна: заканчиваем работать;
За 1 час до сна: откладываем все гаджеты;
И, наконец, 0 раз - столько можно откладывать будильник по утрам)
5. Техника pomodoro
Смысл заключается в том, чтобы чередовать работу и отдых, менять таким образом деятельность и избегать переутомления.
Правило выполнения достаточно простые: заводим таймер на 25 минут, работаем, не отвлекаясь абсолютно ни на что пока не прозвенит таймер, делаем перерыв на 5 минут. После 4-ого повторения отдых делаем долгим: 20-25 минут.
6. Устанавливайте поэтапные дедлайны
Для больших и длительных проектов и задач удобно делить их на шаги и для каждого из них ставить свои цели (то, в каком состоянии должен выглядеть проект на этом сроке, должны ли быть какие-либо явные результаты) и дедлайны.
Актуально для любителей оставить всё на последний день.
И последнее правило-совет:
7. Планируйте сегодня завтрашний день
И не добавляйте себе завтра новых задач (если они не совсем "горят").