В конце XVII века в женской одежде тоже появились карманы, только не вшитые, как у мужчин, а подвесные. Нечто вроде плоской сумочки. Такой кармашек было очень удобно прятать под юбки, которые в ту эпоху все больше расширялись.
В первой четверти XVIII века юбки начали поддерживать специальными объемными каркасами – фижмами. Так что дама надевала поверх сорочки и корсета нижнюю юбку, затем подвешивала (или пристегивала прямо к корсету) карманы, поверх этого фижмы и только потом надевала платье. Запустить руку в карман можно было через прорезь в верхней части юбки, которая удачно маскировалась складками.
Со стороны казалось – перед нами просто пышная юбка, а на самом деле в ее недрах могло скрываться все, что угодно: от ключей до бонбоньерки! Можно было привязать карман и поверх платья, скрыв его под передником. Хотя карманы фактически никто не видел, их все равно украшали вышивкой.
Они были и овальными, и каплевидными , и треугольными, и четырехугольными – ровными или расширяющимися книзу. Нередко их делали на подкладке, что позволяло добавить еще отделение внутри. Но, главное, их нужно было как следует закрепить – и в районе прорези, и в том месте, где они крепились к тесьме, которой их привязывали к талии. Ведь карманы должны были выдерживать немалый вес!
Когда героиня романа Ричардсона, Памела, решает бежать от сластолюбивого хозяина, то берет с собой только то, что умещалось в карман: «сорочку, два платка, два чепца и все оставшиеся деньги». Вместительный кармашек, правда? А на ночь, если женщина опасалась за свое имущество, карман можно было положить под подушку...
Продолжение следует!