О смерти Сократа говорят много. "Трагически погиб в самом расцвете сил", "осудили ни за что", "отказался бежать и с достоинством принял смерть".
Но если немного разобраться, оказывается, что его смерть - это не трагическое происшествие, а тщательно спланированная акция.
Про расцвет сил.
Многие убеждены, что во времена Сократа (две с половиной тысячи лет назад) люди жили чуть ли не вдвое меньше.
Но когда Сократ явился в суд, ему было 70 лет.
Дело-то вот в чем: в первый раз пришел я теперь в суд, будучи семидесяти лет от роду
Даже сейчас многие бы хотели дожить до семидесяти лет, будучи в полном уме и здравии, и спокойно умереть в окружении близких. В любом случае, на расцвет сил это не похоже.
Про смерть с достоинством.
В суде он мог предложить себе наказание. Штраф, заточение, изгнание, смерть. Обвинитель предложил смерть. Что предложил Сократ?
Итак, если я должен назначить себе что-нибудь мною заслуженное, то вот я что себе назначаю - даровой обед в Пританее.
Этот обед - великая честь, а тут его в качестве наказания требуют. Не жирно ли?
Потом он, конечно же, исправился, сказал, что пусть ему штраф небольшой назначат. Но до этого заявил, что он не изменится и поведения своего тоже не изменит. И уходить из города не желает, и в заточении быть - тоже. Лучше уж умереть. К тому же, про смерть он пока не знает - хорошо это или дурно. А про всё остальное знает, что это дурно.
Так что в приговоре, похоже, виноват он сам. Он поставил судей в такое положение, что им просто ничего другого не оставалось. За его смерть проголосовало даже больше человек, чем за его виновность.
Про отсутствие преступления.
Ему, конечно, предъявили множество обвинений. Богов не уважаешь, истину отрицаешь, молодых людей, наших сыновей развращаешь, да и вообще жить мешаешь.
Если первые два пункта ещё спорные, то про последние он сам говорит:
Я и теперь, обходя разные места, выискиваю и допытываюсь по слову бога, не покажется ли мне кто-нибудь из граждан или чужеземцев мудрым, и, как только мне это не кажется, спешу поддержать бога и показываю этому человеку, что он не мудр.
Сыновья самых богатых граждан рады бывают послушать, как я испытываю людей, и часто подражают мне сами, принимаясь пытать других.
Представьте себе. Занимаетесь вы работой. Неважно какой, сапог шьёте, виноград жмёте, или оливки вкушаете, думая над новой пьесой. И тут подходит старец со стайкой хихикающих юношей и начинает вас донимать.
А что ты делаешь. А зачем. А что ты имеешь в виду. А сделает ли этот сапог человека счастливым. Тролль? Тролль. Вам хочется ему уже лицо разукрасить, а он заявляет, что делает это всё "для вашего блага".
Раз, другой. Задаёт вопросы, и, гад, ещё и заявляет, что ты глупый. А юноши за ним повторяют, и потом и без него стайками приходят и тоже начинают.
Вот ему и сказали: Сократ, выпей яду.
А он, выпив яду, стал ещё более известен и почитаем. Ну и как-то сразу позабыли все, что он тролль. Трагически погиб же, ну...