Исправлять ошибки в документах на недвижимость – дело хлопотное. Нужно выяснить причину, обратиться в орган власти, доказать свою правоту и дождаться положительного решения. В статье – короткий разбор частых ошибок, которые возникают при оформлении недвижимости.
Опечатки
Проблема. Опечатки в именах собственников, названиях документов, площади и адресах – результат сбоя в работе компьютера или ошибки сотрудника органа регистрации.
Решение. Внести верные данные нетрудно – нужно прийти в МФЦ и написать заявление на исправление технической ошибки. С собой взять паспорт и документ с опечаткой. Через три рабочих дня Росреестр внесет нужные изменения и выдаст соответствующее уведомление. Платить при этом ничего не нужно.
Нет записи об ипотеке
Проблема. Чтобы выдать заемщику деньги, банк должен убедиться в том, что недвижимость в залоге. Регистрационная запись об ипотеке – гарантия того, что без согласия залогодателя (кредитной организации) объект недвижимости не смогут продать, подарить или обменять. В выписке из ЕГРН запись об ипотеке находится на втором листе, номер записи есть и на обратной стороне закладной. Если регистратор по какой-то причине не внес ее, заемщик не получит кредит.
Решение. Когда на кону важная сделка, лучше обратиться напрямую в приемную Росреестра и выяснить, почему нет записи об ипотеке. Такие недоразумения быстро исправляют, так как в ином случае орган регистрации несет ответственность за последствия ошибок.
Не снято обременение
Проблема. Похожая ситуация – когда запись об ипотеке есть, а фактически недвижимость ограничений не имеет. Такое бывает, если после полного расчета с продавцом или банком участники сделки не подали заявление на снятие обременения.
Решение. Здесь нужно запомнить простое правило: в ЕГРН сведения вносятся в заявительном порядке. Даже если собственник 10 лет назад расплатился с банком и не снял обременение, запись об ипотеке останется в реестре недвижимости и будет означать запрет на регистрационные действия. Чтобы снять обременение, нужно прийти в МФЦ или приемную Росреестра с закладной и написать заявление. Изменения внесут через 3 рабочих дня.
Нет сведений о собственниках
Проблема. Если в выписке нет собственников, значит в реестре недвижимости право не зарегистрировано. Это не страшно: можно владеть квартирой 30 или 50 лет и не вносить сведения об этом. Права на объект недвижимости будут подтверждаться документом-основанием: договором купли-продажи, дарения, мены, приватизации и тому подобными. Выписка из ЕГРН понадобиться во время сделок с недвижимостью или при проведении газа, света, установке счетчиков.
Решение. Самая распространенная причина, по которой в выписке из ЕГРН не указаны собственники – регистрация права проводилась в БТИ, до 31 января 1998 года. В этом случае нужно прийти в МФЦ и зарегистрировать ранее возникшее право в Росреестре, госпошлина составит 2000 рублей для каждого собственника.
Лайфхак: при продаже или дарении объекта недвижимости регистрацию ранее возникшего права проведут бесплатно. Госпошлину в этом случае платит только та сторона, к которой переходит право собственности.
Часто бывает, что после смерти владельца недвижимости не все наследники зарегистрировали право в Росреестре. Например, три сына получили свидетельство о праве на наследство отца по 1/3 доли каждый, а зарегистрировал право только один. В выписке из ЕГРН будет указан только тот собственник, который подавал заявление на регистрацию. Это не значит, что другие лишаются права на недвижимость, просто в Росреестре об их правах ничего не известно.
Путаница с номерами
Проблема. Если в свидетельстве на право собственности и выписке из ЕГРН разные кадастровые номера, это не всегда ошибка. Дело в том, что в июле 2007 года Госдума приняла закон (221-ФЗ «О кадастровой деятельности»), который несколько изменил форму и порядок кадастрового учета недвижимости. Условные номера, которые присваивали объектам ранее, заменили на новые кадастровые номера и внесли сведения о них в ЕГРН.
Решение. Узнать адрес, площадь, вид, кадастровый номер, номер права и другие сведения можно на официальном сайте Росреестра.
Указанная площадь не совпадает с реальной
Проблема. Фактическая площадь может не совпадать с площадью, указанной в выписке из ЕГРН.
Решение. Если это опечатка, достаточно прийти в МФЦ и подать заявление на исправление технической ошибки. Не позднее трех рабочих дней сотрудники Росреестра внесут нужные изменения в ЕГРН и выдадут уведомление. После этого можно заказывать новую выписку (госпошлина – 400 рублей) с правильными сведениями.
Маленькая тонкость: часть 5 статьи 15 Жилищного кодекса РФ, принятого в 2004 году, указывает на то, что при подсчете общей площади жилых помещений не учитываются балконы, лоджии, веранды и террасы. Это значит, что в документах, созданных после этой даты, указана меньшая площадь, чем до принятия закона.
Важно!
1. Заявление на исправление ошибки подают заинтересованные лица: собственники, стороны сделки, а также люди, права которых могут быть нарушены из-за ошибки.
2. Опечатку исправят за три дня, реестровую ошибку – за пять.
3. Если Росреестр откажет в исправлении ошибок из-за недостатка оснований, проблему придется решать через суд. Это долгий, дорогой и не всегда результативный путь. Лучше разобраться в характере и причинах ошибки и попытаться исправить ее мирно, в заявительном порядке.
4. Документы на недвижимость лучше проверять не при подготовке к сделке, а заранее. Это избавит от беспокойства и торопливости в случае обнаружения ошибки.