Найти в Дзене

Экспозиция. Просто о сложном.Часть 1.

Несмотря на постоянно улучшающееся качество автоматики, появления все более совершенного искусственного интеллекта, все еще имеет смысл разобраться в основах техники фотографии. Причина проста - если фотограф хочет самостоятельно решать как должно выглядеть изображение автором которого он хочет быть, то как минимум, необходимо понимание как и по каким алгоритмам работает фотокамера, Такое понимание при необходимости даст возможность осознанно работать с изображением, меняя его характер так, как хочется автору, а не китайским, японским или даже американским инженерам разработавшим фотокамеру.

Явно темный фон требует коррекции экспозиции по сравнению с экспозицией полученной камерой. Если это не было бы сделано, то платье и особенно лицо оказались бы переэкспонированными. Фото: @gavrilovsergphoto
Явно темный фон требует коррекции экспозиции по сравнению с экспозицией полученной камерой. Если это не было бы сделано, то платье и особенно лицо оказались бы переэкспонированными. Фото: @gavrilovsergphoto

В самом начале нужно понять главный принцип экспонометрии: любой экспонометр откалиброван по среднему серому тону. Что это значит?

Чтобы понять это стоит провести небольшой эксперимент с вашей камерой. Сфотографируйте в монохромном (черно-белом) стиле изображения белую, серую и черную матовые равномерно освещенные поверхности так, чтобы эти поверхности занимали 100% площади кадра, были вне фокуса (размытыми, нерезкими, без фактуры, теней, пятен и т.д.) Для этого выполните несколько простых настроек:

1) Выключить автофокусировку. Обычно выключатель располагается на объективе сбоку, на нем будут буквы AF MF. Поверните кольцо фокусировки на объективе на бесконечность, таким образом близко расположенные объекты выйдут вне фокуса. Это необходимо для того чтобы система автофокуса не мучилась с плоской неконтрастной поверхностью и была возможность сделать кадр с равномерной плоскостью поверхности без фактуры.

Положение переключателя MF - ручной фокус.
Положение переключателя MF - ручной фокус.

2) В меню найдите установки "стиля изображения", "творческого стиля", "эффекта изображения" или чего-то похожего на эти установки и выставьте режим " черно-белое" "монохром". Нам не интересен цвет в этом опыте, а только светлота, тон. Экспонометры работают по яркости (светлоте) и в классических режимах не реагируют на цвет в кадре.

Бывает вариант названия "Монохромный" для съемки в черно-белом режиме.
Бывает вариант названия "Монохромный" для съемки в черно-белом режиме.

Найдите белые, черные и серые по тону поверхности и снимите их так, чтобы они занимали все 100% площади кадра в одном из обычных экспорежимов, например в приоритете диафрагмы.

Результат будет выглядеть приблизительно так, как на этой фотографии.
Результат будет выглядеть приблизительно так, как на этой фотографии.

Фон практически белый в реальности, на снимке и по гистограмме отображается как средне-серый.

Черная поверхность перед объективом, результат практически в точности повторяет предыдущий.
Черная поверхность перед объективом, результат практически в точности повторяет предыдущий.

Фон черный, в кадре отображается практически таким же, как и белый - средне-серым. Гистогргаммы выглядят абсолютно одинаково - пик в области серого тона. В чем же причина того, что белая, черная и серая поверхности выглядят на фотографиях одинаково - просто серыми? Она проста и очевидна: экспонометры калибруются так, чтобы правильно отображать именно средние по тону и коэффициенту отражения объекты. Серый фон получается серым, с ним все хорошо. Черный и белый же отличаются по своим коэффициентам отражения от среднего тона по которым калибруются все экспонометры, но экспонометры не обладают способностью понимать какие объекты, точнее каким коэффициентом отражения обладают их поверхности. В результате даже при одной и той же освещенности черное, белое и серое будут давать разную яркость на которую и будет реагировать экспонометр фотокамеры, подбирая разную экспозицию (сочетание выдержки и диафрагмы), что в результате даст во всех случаях серую картинку. Для экспонометра все кошки серы!

К счастью в обычной жизни полностью белые или же черные объекты на таких же по тону фонах встречаются не так часто. Поэтому автоматика работает вполне корректно. Но если вам предстоит снимать невесту в белом платье на фоне белого снега, то точно стоит задуматься о том, как предотвратить превращение яркого и позитивного сюжета в тускло-серый по тону. Для этого на любом фотоаппарате существует "коррекция экспозиции", которая даст возможность сохранить реальную тональность объектов. Если объект съемки явно в основном светлый, яркий, белый, обладает коэффициентом отражения явно выше среднего (невеста в белом платье на белом фоне, снежный пейзаж и тому подобные объекты), то поверните диск коррекции экспозиции в плюс.

 Коррекция +1 1/3 экспозиционной ступени.
Коррекция +1 1/3 экспозиционной ступени.

В результате изображение белой поверхности будет и на фотографии тоже белой.

Обратите внимание на гистограмму, пик сдвинулся в правую сторону. коррекция подобрана верно, белое стало белым, но не пересвеченным. Пик не соприкасается с правым краем графика, это означает, что белое остается с фактурой и без переэкспозиции.
Обратите внимание на гистограмму, пик сдвинулся в правую сторону. коррекция подобрана верно, белое стало белым, но не пересвеченным. Пик не соприкасается с правым краем графика, это означает, что белое остается с фактурой и без переэкспозиции.

Если же перед объективом черный кот сидящий на фоне темной стены дома, диск коррекции экспозиции нужно повернуть в минус.

Коррекция в -2 экспоступени для черной поверхности даст черное черным на фотографии.
Коррекция в -2 экспоступени для черной поверхности даст черное черным на фотографии.
Гистограмма сдвинулась в левую сторону, показывая, что в кадре черное стало черным, но почти не соприкасается с краем, что гарантирует сохранение деталей в темных областях кадра.
Гистограмма сдвинулась в левую сторону, показывая, что в кадре черное стало черным, но почти не соприкасается с краем, что гарантирует сохранение деталей в темных областях кадра.

Очень удобны для тональной визуализации в режиме реального времени современные беззеркалки, такие камеры показывают как будет выглядеть фотография в том числе и тонально еще до спуска затвора, позволяя легко корректировать экспозицию просто и наглядно, пользуясь живой гистограммой, если есть сомнения в правильности экспозиции.

Понимание того факта, что любой экспонометр превратит то, что он замеряет в средний тон, поможет вам творчески подходить к тональной организации кадра, предотвращать технические проблемы тоновоспроизведения, в меньшей степени ориентироваться на постобработку, сразу получая необходимый результат уже в камере.

Белое платье и светлая стена на фоне потребовали корректировки экспозиции приблизительно на 1 и 2/3 ступени в плюс.  Фото: @gavrilovsergphoto
Белое платье и светлая стена на фоне потребовали корректировки экспозиции приблизительно на 1 и 2/3 ступени в плюс. Фото: @gavrilovsergphoto
Темный фон занимающий большую часть кадра требует корректировки в минус. Другим вариантом может быть замер точкой по тону платья. В таком случае платье будет передано как средне-серое, а фон стане совсем черным, возможно без фактуры;   Фото: @gavrilovsergphoto Sony A7R2 Zeiss 35 1.4
Темный фон занимающий большую часть кадра требует корректировки в минус. Другим вариантом может быть замер точкой по тону платья. В таком случае платье будет передано как средне-серое, а фон стане совсем черным, возможно без фактуры; Фото: @gavrilovsergphoto Sony A7R2 Zeiss 35 1.4

Продолжение во 2-й части.