Автомобиль ГАЗ-65, пожалуй самый малоизвестный в нашей истории полноприводник армейского назначения.
Тому есть несколько причин, это и повышенная секретность в силу специфики заказа МО СССР(гриф секретности был снят только в 1999-м году), и специфика заказа - машина не предназначалась для использования в народном хозяйстве СССР.
В 1957-м году, когда США и СССР на виду у всего мира делали показушные шаги по освоению космоса, засекреченные подразделения КГБ и авиакосмического наблюдения уже прочно обосновались на боковой стороне Луны. Американский Временный Лагерь Слежения находился в каких-то двухстах километрах по прямой от Главного Наблюдательного Пункта МО СССР. При чём оба подразделения находились в прибрежной части Моря Лета.
До военных стычек не доходило, но граница(без каких-либо санкций ООН) была обозначена и промаркирована, а стороны соблюдали "джентльменский нейтралитет".
И всё-таки, советские генералы не зря получали свои большие зарплаты, отлично понимая, что даже в таких условиях моторизация подразделений - предтеча военных успехов
В 1959-м году, ГАЗ, БАЗ и ЗиЛ получили заказы на подготовку и предоставление к испытаниям колёсного шасси, способного работать в условиях безвоздушного пространства, перевозить до тонны груза, транспортировать прицеп массой 800 кг. Оно так же должно было быть пригодным для перевозки солдат в стандартных скафандрах САГ-4(4М) численностью от отделения до взвода с полным вооружением.
Горьковские инженеры с энтузиазмом взялись за проект минобороны, получивший внутриведомственный шифр "Мелодия".
Забегая вперёд, скажу, что ГАЗ, единственный автозавод, доигравший «Мелодию» до конца!
ЗиЛ от подготовки проекта отказался сразу в силу причин организационного характера, к запуску в серию и модернизации готовилось сразу несколько грузовых и легковых моделей завода.
Брянский автоагрегатный завод Точного машиностроения был перепрофилирован на сборку ракетных двигателей и Горьковский автозавод практически остался монополистом по этому, крайне сложному военному заказу, благо опыт работы с такой техникой на заводе имелся.
В марте 1960-го был подготовлен образец, построенный на агрегатах тяжёлого джипа ГАЗ-62. Он носил индекс ГАЗ-62-Л(Лунный). Это было стандартное, на тот момент, ещё капотное шасси, главной задачей которого было испытание нового, высокопроизводительного пароветроводородного конвертера, который разработали на ГАЗе совместно с Кзыл-Ордынским Институтом Сложного Приборостроения КГБ СССР.
Испытания в целом прошли успешно, были выявлены только малые недостатки, которые предстояло устранить к концу года: перерасход дистиллированной воды при подъёме в гору, заклинивание ШРУСов при температурах ниже -98-ми по Цельсию, и плохую обзорность с места водителя в типовом армейском скафандре САГ-4 (САГ-4М).
К ноябрю 1960-го года машина снова вышла на испытания в подземном полигоне хутора Вязники, по результатам которых разработчикам было рекомендовано изготовить дополнительные образцы для испытаний. В этот раз машина уже получила официальный индекс – ГАЗ-65, и она практически повторяла очертаниями серийный образец, который вы видите на фотографиях предоставленных группой Benderlog design - дизайн автомобилей . Различия, в основном заключаются в капотировке боковых воздушных и топливных цистерн. Серийная машина не имела пневматических шин, колёса были литые, из пенорезины армированной стальной проволокой.
Программа испытаний 1961-го года уже включала в себя «экзамен» специалистов Бронницкого полигона, которые с полной нагрузкой и прицепом загоняли ГАЗ-65 по кромку стекла в непролазную грязь, заставляли преодолевать болота и бурелом.
В более «жёстком» формате повторились заезды на полигоне в х.Вязники, где машина работала с полной нагрузкой в условиях «лунного дня» и «лунной ночи» и показала себя с самой лучшей стороны!
Сняли эти машины с вооружения только в 1975-м году, когда между СССР и США был заключён договор о полной демилитаризации Луны.