Найти тему

Куда девается сила воли или 2 способа борьбы с беспомощностью

Картинка: просторы интернета
Картинка: просторы интернета

Не так давно, примерно 50 лет назад психолог Мартин Селингман провел ряд экспериментов над собаками, которые заставили пересмотреть взгляды ученых на свободу воли.

Господин Селингман проводил эксперименты по принципу условного рефлекса Павлова. Но если в экспериментах Павлова после звонка собаки получали "вкусняшку", то в экспериментах Селингмана - после звонка животных били током. Чтобы собаки не убегали их фиксировали специальными ремнями.

После череды повторений "звонок-удар током", собак переводили в вольер с низким забором, который животное могло легко перепрыгнуть. Селингман предположил, что именно так и поступят его испытуемые заслышав звонок, чтобы избежать боли.

Однако НИ ОДНО животное даже не попыталось перепрыгнуть через низенький заборчик, они просто сидели на полу и скулили.

Селингман озадачился и поместил в этот вольер собак, которые никогда ранее не получали удар током после звонка. И каждая из этих собак благополучно перепрыгнула через забор и убежала.

В 1976 году Селингман получил награду за открытие выученной беспомощности.

***

Однажды на занятии профессор дал классу задание. Нужно было из набора карточек с отдельными буквами сложить название страны. Задание абсолютно несложное и в некоторой степени даже элементарное для взрослых судентов. Один набор букв - одна страна. Таких наборов было несколько. После каждого набора - профессор просил поднять руки тех, кто справился с заданием. К концу задания половина студентов почему-то сникла.

Когда начали проверять задания и их выполнение - выяснилось, что у студентов в левой части аудитории карточки были правильные и названия стран складывались легко. А вот у студентов из правой части аудитории она буква в наборе всегда была неправильной и сложить название страны не удавалось.

КРОМЕ ПОСЛЕДНЕГО РАЗА

Последний набор букв был совершенно одинаковый "D E W E N S — Sweden" и название страны из него складывалось элементарно. Разумеется все ребята из левой части аудитории справились с этим элементарным заданием. Но вот в правой половине класса с этим заданием справилось только два человека.

Вдумайтесь!!!! Только два взрослых человека смогли составить слово Швеция из букв Ш - В - Е - Ц - И - Я. Остальные же настолько убедили себя в своей "неспособности" правильно выполнить задание в ходе предыдущих неудачных попыток, что просто сдались.

***

Неуспешные попытки устроиться на работу, эмоционально нестабильный партнер (сегодня встречает с цветами и поцелуями, а завтра может обидеться без причины и не разговаривать), неадекватный начальник, непослушные дети, проблемы с весом.

Многие пожмут плечами — чего проще? Найди новую работу, разведись - построй новые отношения, пожалуйся на босса-самодура — делай и двигайся, вариантов масса. Но загнанный в беспомощность человек действительно не в состоянии перепрыгнуть даже через очень низкую загородку. Он лежит на полу, плачет — и не видит выхода. Так может продолжаться годами.

***

Доказано, что если человек постоянно испытывает поражения, переживает трудные ситуации, которые не может контролировать, оказывается среди хаоса, на который он не может влиять, у него постепенно отмирает желание делать хоть что-нибудь, а сила воли постепенно сходит на нет. Появляется апатия, затем — депрессия, и все может завершиться довольно печально.

Другими словами - мы также научаемся быть неуспешными как и всему другому. Мы не рождаемся неуспешными/неудачливыми/"корявыми" - мы просто научаемся ими быть.

Но если можно научиться быть беспомощным и неуспешным - значит также можно научиться и обратному!

Как это сделать?

Известных пути только два.

1. Делать. Собирать себя в кучу и делать. Делать, делать все что доступно. Пусть мелочи, шаг за шагом, но делать.

Арден-хаус в Коннектикуте — это очень известный дом престарелых. Мировую известность он приобрел в середине 1970-х годов, когда там провели эксперимент, построенный на выводах Селигмана.
Эксперимент проводился над обитателями второго этажа и четвертого: и там и там был примерно одинаковый контингент по половому и возрастному составу, а также по состоянию здоровья.
Разумеется током там никого не били. Обитателям второго этажа по регламенту представлялись все услуги первоклассного отеля-­санатория. Простыни менялись, номера убирались, таблетки раздавались, обеды разносились строго по часам, отдых сменялся прогулками, лекциями и физическими упражнениями по расписанию, номера-палаты были увешаны картинами и уставлены цветами, за которыми ухаживали санитарки. Старички были избавлены от всех хлопот и проб­лем — в общем, жили как в раю.
А вот обитателям четвертого этажа приходилось самим звонить по субботам с требованием поменять белье, самим записываться на процедуры, самим выбирать себе цветы в палату и ухаживать за растениями. А еще ползать туда-сюда целый день по коридору в разнообразных хлопотах: то нужно заказать обед, то не опоздать на физкультуру, которую опять перенесли, то вызвать ремонтника починить кран в умывальнике, то поймать сестру-хозяйку и договориться, чтобы пропылесосили наконец занавески...
При этом реальный уровень сервиса на всех этажах Арден-хауса был совершенно одинаковым, только на четвертом приходилось его добиваться.
Поэтому, когда пациентов четвертого этажа навещали родственники, то их ждало множество рассказов о том, как удалось раздобыть матрас поудобнее, победить жадную экономку и добиться, чтобы оливковое мыло опять заменили лавандовым, как удачно группа мисс Бетти отбила атаки группировки мистера Причетта, так что теперь на Рождество пригласят хороший джаз, а не этих ужасных виолончелистов, и как тут в целом неплохо, хотя такой бардак кругом...
А когда родственники навещали пациентов второго этажа, то те, умытые и нарядные, мирно лежали в шезлонгах и пусто смотрели выцветшими глазами в никуда.

Вспомните собак Селигмана. Они легко могли перепрыгнуть загородку, но у них не было силы воли это сделать. У людей часто происходит то же самое: сама по себе ситуация может и не являться такой уж проблемой, а вот утраченная сила воли и потеря значимости своих действий действительно очень мешают.

2. Быть успешным. А это о том, чтобы ценить себя даже за маленькие победы, хвалить себя даже за крошечные радости.

Обязательно отмечайте достижения и хвалите себя за них. Ведите список маленьких побед — и придумайте способ награждать себя за них. Со временем вы обнаружите, что поднимаетесь наверх к успеху — цели будут становиться все больше, а достижения все значимее.

Так вы сумеете нарастить ресурс для масштабных задач, наберетесь уверенности в своих силах, поймете, что вы реально можете менять в своей жизни хоть что-то, контролировать и получать удовольствие даже от самых незначительных результатов.

С теплом и верой в Вас, Екатерина Серова