Найти в Дзене
Film pro

"Женя, Женечка и "Катюша". История создания опальной картины

кадр из фильма
кадр из фильма

После долгих мытарств в 1967 году на советские киноэкраны вышел фильм режиссера Владимира Мотыля "Женя, Женечка и "Катюша"". Зрителей сразу поразила проникновенная игра Олега Даля и Галины Фигловской, исполнивших главные роли, да и Михаил Кокшенов смотрелся тоже весьма убедительно. Лирический, а порой юмористический сюжет, переходящий в трагедию, также не мог оставить зрителей равнодушными.

В свое время Владимир Мотыль не смог поступить ни во ВГИК, ни на другие режиссерские курсы и закончил актерский факультет. Однако душа требовала снимать фильмы и он устроился на "Таджикфильм", где с успехом снял свою первую художественную ленту. Однако затем наступил довольно длительный творческий застой.

Неожиданно до режиссера дошли слухи, что для государственных интересов требуются патриотические комедии об армии и войне. Связано это было с нежеланием молодых людей служить в вооруженных силах, требовалось поднять престиж военнослужащего. Поскольку никто из популярных режиссеров не планировал съемки лиричной комедии о войне, Мотыль решил попробовать занять пустую нишу, ведь несколько других его сценариев были отвергнуты.

За помощью в создании сценария Владимир Мотыль обратился к Булату Окуджаве, который был фронтовиком. Режиссер полагал, что только Окуджава способен найти лиричные и комедийные моменты во время войны, и сценарий с его участием обретет необходимые краски. В своих предположениях Мотыль не ошибся, вот только Окуджава в то время был в опале. Фильм с таким опальным сценаристом запускать в производство не желали, отказывая под различными предлогами. Помощь пришла неожиданно от бывшего недруга - фильм о Памире был несправедливо раскритикован, теперь критик, желая исправить несправедливость, помог с получением разрешения на съемки.

Одаренность Олега Даля была настолько же большой, как и его тяга к алкоголю. К моменту начала съемок Олег Даль снова нигде не работал - его выгнали из очередного театра за систематическое пьянство, но на пробы актер явился с чрезвычайно независимым и самодовольным видом. Даль будто знал, что сценарий Владимир Мотыль писал именно под него, правда пробы были пройдены реально блестяще. Хотя позже Мотыль утверждал, что никаким алкоголиком Даль не был, но факты говорят иное - в процессе съемок актер получил 15 суток и приходил в эти дни на съемочную площадку в сопровождении милиционера.

С исполнительницей главной женской роли сразу определиться не удалось. По мнению Окуджавы и Мотыля Женя Земляникина должна была предстать перед зрителями женственной, но несколько грубоватой особой. Вот только найти среди актрис подобную особу не удавалось. Поначалу советовали Наталью Кустинскую, но ее Мотыль быстро отверг, и тут на помощь пришли из Щукинского училища. В свое время там училась Галина Фигловская, но затем о ней никому ничего не было известно.

Найти Галину оказалось делом непростым - она решила, что с актерством не сложилась, и устроилась по своей второй специальности в закрытое учреждение. Предложение сыграть главную роль вызвало у девушки немалое удивление, но она согласилась попробовать. Ее игра оказалась на высоте.

кадр из фильма
кадр из фильма

Когда фильм был уже закончен, руководители "Мосфильма" решили не допускать картину к прокату из-за трагического финала. Выходом оказалось согласие Льва Кулиджанова на внесение его фамилии в титры. Правда прокат осуществляли только в сельских клубах и кинотеатрах на окраинах. Тогда Мотыль отправил телеграмму в целых 300 слов самому Косыгину. Всемогущий министр дал возможность проката без ограничений и в 1967 году картину посмотрели свыше 20 000 000 человек.