Как любой хирург, я много думал о поиске своего места в хирургии.
Вообще, хирургия, по крайней мере, абдоминальная и, в особенности, плановая - это прежде всего набор навыков, процедур и обязанностей, проводимых врачом-хирургом. Множество отечественных хирургов прошло через систему так называемого заплечного обучения, страшно устаревшую и деградировавшую во времена развитого капитализма.
Если раньше стремление передать выполнение рутинных задач врача-шефа обеспечивалось его ленью (чаще) и альтруистическими педагогическими стремлениями, то теперь хирургический стол – установка для монетизации рабочего времени, допуск к которой ограничен. Тот, кто имеет доступ к столу имеет доход, прямо пропорциональный времени за ним проведенным. Зачем в такой ситуации отдавать время за столом молодым хирургам? Вот и стоят они, бедняги, 2 года за плечом заведующего и наблюдают, наблюдают, наблюдают...
Читая западную хирургическую литературу, сталкиваюсь с тем, что каждая книга начинается с главы о роли хирурга в так называемой Healthcare Team - команды медиков, работающих над выздоровлением одного пациента. Причем, роль лидера в этой группе мигрирует и переходит в зависимости от ситуации от одного члена к другому.
Как в рамках заплечного обучения научить специалиста брать роль лидера на себя?
Оказывается, за рубежом для хирургов организуют воркшопы по лидерству. В таких курсах отводится время для освоения широкого круга компетенций - от решения конфликтов и презентации до риск менеджмента и написания отчетности. Очевидно, такие компетенции нужны врачу-специалисту, но до сих пор не включены в отечественные программы резидентуры, прячущейся под названиями ординатуры и, ранее, интернатуры.
Возможно, для отечественных профессоров сейчас есть прекрасная возможность научить хирургов быть лидерами.