Часть 2. Читать часть 1 на "НМ"
Силовой установкой Х-12 был водяной ядерный реактор с гомогенной активной зоной, как наименее засекреченный и простой в постройке. Размеры реактора: по метру в высоту и ширину, и полметра длиной. Он вмещал смесь из двадцати кг высокообогащенного урана и триста пятидесяти литров воды. Турбина вращала четыре генератора по тысяче триста киловатт, мощность локомотива была восемь тысяч л.с. (с кратковременным повышением до десяти тысяч л.с.).
Интересной особенностью было то, что запускать реактор должны были прямо на заводе-изготовителе, и, в дальнейшем, обслуживание его не предусматривалось. Срок службы составлял три года, а затем его должны были менять.
Двухконтурную схему охлаждения реализовать в ограниченном объеме не удавалось, и в турбину подавалась радиоактивная вода. Поэтому она была также необслуживаемой и требовала замены каждые полтора года. Так же раз в полгода на спецстанции происходила «дозаправка» реактора (пятьдесят кг водно-урановой смеси).
Кабина машинистов располагалась в первой секции, впереди реакторной установки. Для защиты кабина отделялась дополнительной стальной плитой от реактора. Основную защиту составляли так же стальные экраны с промежуточными парафиновыми и гипсовыми слоями. Кроме машиниста и помощника за реактором должны были следить два специальных инженера, срок безопасной работы которых предполагался в год (дальше начиналось опасное для человека накопление радиации) при рабочей смене день через три.
Для обеспечения безопасности атомного поезда в расчетах учитывали и специальную конструкцию самого локомотива, гасящую удар в случае аварии, систему остановки реакторной установки и максимально надежную систему охлаждения, способную сохранять работоспособность и после серьезной аварии.
Чтобы построить реальную модель атомного локомотива, команде Лайла Борста было необходимо привлечь дополнительно инвестиций на пять с половиной миллионов долларов. Для этого в 1954 году была развернута рекламная компания. За год практически все издания Америки опубликовали материалы про Х-12. Срок окупаемости атомного локомотива назывался в десять лет, ведь такой «монстр» мог тащить до ста двадцати вагонов по двадцать тысяч тонн со скоростью до восьмидесяти км/ч, при том не требуя заправки в течении нескольких недель.
Несмотря на дороговизну и сложность работы, по расчетам, атомный поезд компенсировал все затраты выгодой от использования. Однако – военные и другие потенциальные инвесторы (при несомненном интересе проекта) отказались от атомного поезда Х-12. Военных устраивали существующие локомотивы, а гражданские ж/д компании опасались возможных убытков в случае аварии, ведь они просто перекрыли бы все преимущества и выгоду.
Часть 2. Читать часть 1 на "НМ"
Если вам понравился материал, пожалуйста, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Это не сложно и бесплатно, но очень важно для развития "НМ". А еще нам нужны репосты в соцсети!