В 70-80-х годах автомобиль привезти из-за границы члену экипажа можно было. Но только после индивидуального разрешения на парткоме в пароходстве, наличии необходимого количества валюты на депоненте. И только на ввоз машины советского производства...Срок разрешения- то ли два, то ли три месяца. Не успел купить- вся круговерть по новой. А вдруг ты потерял за эти два месяца часть своих идеологических подков )))
В самом конце 80--х поступило послабление...Безо всяких рассмотрений сверху , тебе разрешалось привезти в рейс одну машину- или отечественную, или иномарку с оплатой пошлины в размере 20 процентов(это где-то 1000 рублей, 2-3 месячных зарплаты) С запретом продажи- 2 года . И естественно, только с разрешения капитана судна...
Постепенно народ стал втягиваться в это увлекательное мероприятие. Сначала помаленьку, а потом -все больше и больше. И подстегнул безлошадных на срочное получение водительских прав...
Впервые участвовал в перегоне чужой машины летом 89-го. В качестве пассажира и певца. Ехали сутки из Калининграда- приходилось вместе с водителем песни орать, чтобы он не вздумал заснуть )) Но тогда перегон через три прибалтийские республики прошел без приключений, хоть и пугали шалостями националистов на дорогах Литвы.
Потом, уже с правами, созрел на покупку машины и сам.
Чтобы купить машину из первых рук нужен был АвтоКлондайк...Все крупные порты Европу уже плотно захватила автомафия перекупщиков. и купить там нормальную, не вылизанную для продажи, машину, было затруднительно. Поэтому, капитанам судов, при особом запросе и при уважении сверху, давали заход в какой нибудь мелкий порт Нидерландов, Бельгии или Германии. Благо осадка маленькая и позволяла залезать в щели, куда крупным судам доступ заказан. В Дании и Скандинавии подержанные машины, в основном или старые помойки или очень дорого.
Вот и нам дали зайти в порт в маленький порт Каппельн, на севере Германии. Туда перекупы еще не добрались... С утра приступили к делу. Незаметно от капитана вывесили на борту небольшой плакат на немецком(купим подержанные автомобили). Но перед нами , почему то в этот порт заходило рыболовецкое судно, и увешенное машинами как гирляндами, за день до нас покинуло порт... Но все равно. Машины нашли все желающие. Тут и двенадцатилетний Мерседес за 1000 дойч марок, и Талбот за 500. Я взял себе десятилетнюю Джетту за 750 марок(500 долларов) Все, как просила жена- красненькая и с квадратными фарами )))
По листочку техосмотра насчитал 13 неисправностей. Потом, примерно определил -каких. Передние стойки бали полупустыми. Фигня. Тут же на судне их перебрал ,залил веретенку. И потом повторял эту операцию раз в три месяца, пока со свалки не привез запасные. Техосмотр у нас потом все три года владения проходил безо всяких взяток- все по честному.
С запчастями и ремонтом, поначалу было так. Встречаешь собрата по фольксвагену, обмениваешься номерами телефонов, и потом обсуждаешь проблему- а вдруг он знает, как решить...Первые контейнеры с запчастями на Жукова появились только через год. О покупке новых запчастей даже и не помышляли. Заоблачно дорого...
Обычно самые блатные два места у фальштрубы на верхней палубе распределяются по иерархии. Поэтому, чаще всего, места на крышках трюма для простых матросов... А это значит, если предстояла погрузка или выгрузка, приходилось постоянно перекатывать машины с трюма на трюм. И это-нормальная практика при перевозке машин судами смешанного плавания. Приходится крутиться... Чуть позже отменили пошлину на иномарки, а отечественные можно было ввозить без ограничения( ну, во всяком случае , я знавал человека, который к машинам даже не притрагивался. Судно стояло на линии Роттердам- Питер. В Голландии грузили 5 жигулей, в Лен.Порту выгружали. Деньги-товар -деньги...Начинались лихие 90-е.
Причем дошло до того, что ТАМ Жигули стали стОить намного дороже иномарок. И на претензию наших слесарей- есть деньги на иномарку-найдешь и на ремонт, обычно отвечал- были б деньги ездил бы на Ладе...))
С Ну, ладно. Иномарки рекой потекли умирать в Россию,(А Лады- на Родину, как метко высказался один англицкий лоцман, кивая на литовское судно, заставленное Жигулями. К 93-му запасы Европы истощились и народ перекинулся на праворульки из Англии. А поскольку иномарка праворулька- это гемор(здесь вам не Приморье))) ,то свеженькая(3-5 лет)Лада стала самой востребованной машиной. Причем в хорошем состоянии и намного дешевле, чем в Европе.
Ну, а мы пока выгребали иномарки из всех щелей Европы...Следующей моей покупкой стал Остин Аллегро из Дании. Двенадцатилетний англичанин с левым рулем , прекрасно сохранившийся для своего возраста.. Единственная проблема это подспущенная подвеска. Но на скорость не влияла.и я купил...за 100 долларов. Позже ее у меня приобрел двоюродный брат из Витебска, бывший военный. Сказал, что вертолетчики помогут решить эту проблему.
Перегон зимой из Калининграда- это воспоминания на всю жизнь. В марафоне участвовало пять машин. Причем, моя, самая живая...Для подстраховки вызвал друга - заодно и подхалтурить, перегнать машину деду. У него не было прав. С другом увязалась и моя жена. Причем ,и жену деда с собою прихватив..
Итак мы тронулись в путь... Прибалтика была, хоть и не отделившаяся, но на всех дорогах на границах на въезд в Россию уже стояли их посты. Между собой сообщение было у них свободным. Так они боролись с покупантами, вывозящими последние крохи еды от гордых прибалтов. Зато сейчас не знают -куда еду девать. Всё бы покупантам продали... не берут ))).
Проскочили Прибалтику без особых приключений, Решили ехать через Латвию на Псковщину, не забираясь в Эстонию .Проехали ПОСТ. без особых вопросов. Моряки- не покупанты, поэтому пропустили без лишних слов, хотя машины и забиты под крышу всяким хламом, в том числе и едой.))
Всё. Дорога кончилась, да к тому же началась сильная метель. Кое как, почти наощупь , добрались до первой АЗС. Там нас ждал сюрприз. Иностранцам и на иностранные автомобили тетка наотрез отказалась продавать бензин...Не помогли и паспорта моряков. Нет- и всё. Смилостивилась только к фиату 124. -Жигули заправлю ))) Пришлось пугать бабку прессой и телевидением. Тогда это еще действовало...Созвонилась с начальством и выделила нам по 20 литров бензина. До Лен. области хватит...
В Луге потеряли из виду этот самый фиат-124. Объездной тогда не было, и транзит следовал через город. Отправили одного из наших искать. Нашли упершуюся в угол избы машину... Картина маслом. Водитель не справился с управлением и влетел во двор . Чудом машина остановилась в нескольких сантиметрах от избы. Вышел хозяин и стал ругаться
- чёй-то ты здесь машину поставил. А тот и ответить ничего не может- так сильно переживает )))
Машина выполнив свою задачу, уже на дороге на стоянку у дома потеряла ШРУС. Пришлось ставить на прикол, и летом искать Шрус на свалке металлолома.
Кстати, в самом конце отпуска навернулся ШРУС и на Джетте. Так что, пришлось озадачиться. Но за бутылку водки ,где-то на севере Финляндии я нашел и запчасти на Остин , целую кучу обойм, шариков и сепараторов на фолькс. Собрал несколько...Поставил. Так до продажи и проездил- ни шума , ни хруста. И пару стоек на него же..Все это привезли прямо к судну...Вот такие расценки )))
Потом еще много было машин на продажу Но в основном только для того , чтобы довезти вещи до дома. Пятерка, и форд, купленные на вес. Даже семера праворулька купленная для себя...Но она не доехала до дома. Перепродал в Дании нашему же речнику, Им Англия была недоступна. А в Европе приличных *тазов* уже не осталось. Позже, уже перестали брать хлам- брали только что-то очень приличное...
Хотя, как сказать. Следующие три года после продажи первой машины ездил на Талботе. И еще, после меня ,этот Талбот лет пять колесил мимо окон...А взял за 50 дойч.марок...Всего-то ,прокачал тормоза, чтобы доехать до дома. А потом заменил главный тормозной. И да. Когда на судне запустили двигатель из воздуховодов посыпались слепые мышата)))
Последнюю свою машину из -за границы ввозил уже через официальную Эстоно-Российскую границу в Нарве...Лихие девяностые были не только у нас. Пришлось отстегнуть сто долларов в очереди на мост за спокойный проезд до дома. Так и не знаю- развод лохов это был или реальные пацаны...Тогда, мы оторванные от действительности, верили всем ужастикам , которые нам рассказывали про Россию.
Эстонцы , по словам очевидцев, пропускали машины только с номерами. А где их взять, если номера остались в Бельгии ?Но нашелся на судне умелец. За ночь настучал номера- фиг отличишь от настоящих...
Вот такие автомобильные страсти из 80-90 х