Особое внимание хочу уделить коллективному питанию на судах.
Нормы на питание на судах смешанного плавания выделялись из расчета 80 коп на реке, и 1р.80 коп. на море..Море начиналось на набережной Шмидта в Ленинграде(ну, и соответственно ,в других портах, где река соседствовала с морем) То есть на реке жрать по нормам хотят в два раза меньше- там же меньше укачивает)))
80 копеек- это конечно слезы и экипажам постоянно приходилось доплачивать за питание из своего кармана. Ну ,или использовать натур. продукты от природы(рыба, овощи)
Зато 1руб 80 коп/- это просто жри до усё...до полного заполнения желудка- за все уплОчено.. Ну. если старпом ворует в меру )))
Хозяйством, снабжением, в том числе и питанием на судне заведовал старпом. И еще в помощь ему представитель общественности- колпитчик.Если старпом с колпитчиком находились в связке, то была возможность проворачивать манипуляции с питанием..И если все в меру, то, и команда не страдала. Многое зависело от повара, в том числе и здоровье. Поэтому хороших поваров постоянно перетягивали на теплые места. А их место занимали новички, пока звезды не лягут правильно...
С закупкой основных продуктов проблем особых не было. Но снабжение на реке и снабжение в морском порту(любом) -это, как сравнивать сельмаг и супермаркет...В морском порту, даже в голодные 80-е всегда , при правильном подходе к завскладу, была возможность набрать не только необходимых продукты, но и дефицит(сырокопченую колбасу, растворимый кофе, тушенку и т.д. То есть, все то, чего в продаже не было. Причем в таких количествах, что чаще всего, понемногу доставалось всем членам экипажа...Так получалась наличность, на которую докупали те продукты, которые лучше брать свежими..
После снятия остатков продуктов выявлялся или перерасход или экономия. Перерасход- с зарплаты. Экономия- продуктами.
При нахождении в море при загранпереходах свыше 15 суток, один рубль волшебным образом превращался в валютный(1.5 доллара)...А это уже другие продукты...Расчет-то все равно шел в деревянных. Но свежие овощи, экзотические фрукты...и много много куриных окорочков. Так много, что по прошествии нескольких лет, народ уже спокойно не мог смотреть на куриные блюда. Некоторые старпомы шли на хитрость с молчаливого согласия капитана и помполита. Выписывали на судно бакалею и другие долгоиграющие продукты и даже ширпотреб, проводя по ведомостям, по договоренности с агентом, обслуживающим судно в иностранном порту, скоропортящимися продуктами.
Был случай в Копенгагене в Спецморпроводке, когда старпом экипажа из Измаила( одесситы-еще те фрукты) получил накладную на 200 литров молока..А через 7 дней планировался заход в Мурманск. Зато всей команде -джинсы Монтана за 8-10 рублей(причем деревянных) Одна повариха у них визг подняла, что джинсы ей достались не ее размера )))
Не знаю, как они выкрутились . Но шума по каравану наделали... Это ж, все не без греха, а при таком косяке трясти будут основательно и всех.
Иногда, в начале моего загранплавания,в конце 70-начале 80-х, пополняли запасы треской...Позже я уже не слыхал про такую рыбную ловлю. Видимо рыба кончилась.
Проходило это так. Примерно за сутки до прихода в Ленинград, на банке Глотова, на выходе из Финского залива,судно при хорошей погоде ложилось в дрейф, проводили учебные тревоги. Иногда настоящие, со спуском шлюпок и заделкой пробоин, но чаще на бумаге. Подгадывали приход в Питре после нуля, следующими сутками.
Больше суток- больше шмуток...
Да и в разводку не попадаешь-лишний день дома.
Рыбаки, те ,кто имел к этому интерес и снасти, начинали ловлю трески. Один раз дошло до того, что выловили килограмм двести. И куда ее? Санитары в порту сразу за выпуклости подвесят. Ничего. Обработали и заморозили... Пронесло.. Не в смысле, конечно, расстройства желудка. Но через неделю на эту рыбу уже смотреть не хотелось...
По распорядку- полагалось четырех разовое питание. В том числе и полдник в 16.00.(На реке- вечерний чай в 22.00)
В любую погоду и при любом раскладе... Повар в город ушел- кто-то подменит , чай заварит, печенье разложит. Особенно убивала икра кабачковая и икра фиолетовая ,заморская , баклажанная - палочка выручалочка на все случаи жизни. На любом судне ее ящик был обязательно. Это нагрузка при получении продуктов.. До сих пор не могу на нее смотреть... А еще кофейный напиток *Летний*, из овса и желудей, в комплекте с дешевым печеньем..Ну, это в качку..Тоже навсегда сохранилось отвращение и к напитку и к печенью...
В конце голодных 80-х при смене экипажа все запасы продуктов снимались подчистую и делился между желающими, с последующим вычетом из зарплаты.. Другому экипажу оставался минимум на три дня. Дальше-это их забота-затариваться. При следующей смене они поступали аналогично. Все без обид...Это были те времена, когда моряки вместо джинсов и ковров(уже не актуально было- все комиссухи были завалены ширпотребом) везли домой крупу, макароны и сахар...ну и прочие деликатесы.
Поэтому, карточные проблемы домашнего снабжения ощущались только к концу отпуска..
Уже в 93-96 годах на питании можно было зарабатывать. В Прибалтике были уже другие государства ,и на питание выделялись совсем другие деньги, если ты не заходишь в Российские порты. А цены на продукты были сопоставимы с российскими. Вот тогда на валюту покупались необходимые продукты, причем на рынке и в магазине- там дешевле и выбор больше...А сэкономленные деньги перед отпуском раздавали экипажу, после всех расчетов и перерасчетов. Выходила неплохая добавка к заработку...
Часто жалею о тех временах...Слово голод было незнакомо. При любом раскладе, тебя нежно потреплят за плечо, ты встанешь, покушаешь,и снова на другой бочок приляжешь...Или пойдешь на вахту, четыре часа дурака поваляешь...и снова отдых.. Ни тебе грязной посуды, и стояния у плиты...Самый загруженный на судне человек- это повар. Вот им огромная благодарность. На ногах с 7 утра и до 7 вечера с небольшими перерывами на отдых. Да еще и по ночам бутербродами лоцманов закармливать... Буфетчика у нас не было. Все приходилось делать одной (или одному) Причем и в качку и в жару. Слово кондей- это было что-то из области фантастики. А поготовь- ка на душном раскаленном камбузе в 40 градусную жару в Иране или Марокко(да да. После поражения социализма, речные посудины стали посылать и в Африку, через Бискай.)..При том , что при Советах дальше Ла-Манша заплывали недалеко и только в тихую погоду...
Не...Не хочется вспоминать о трудовых буднях , холоде. грязи и слякоти, бессонных ночах на швартовках в шлюзах, уборке трюмов в нерабочее время. Хочется вспоминать только хорошее )))