Найти тему
Музыка и Жизнь

Подзабытая психоделика

В википедии в термин "психоделический рок" валят что ни попадя от Битлз и групп Кентерберийской школы до немецкой группы Крафтверк. На мой взгляд, термин применим к гораздо более узкому периоду и музыкальному направлению примерно с 1966 по 1970 годы. Направление, на мой взгляд, характерно просто попыткой использовать нехарактерные для рок-н-ролла музыкальные гармонии и музыкальные инструменты в популярной музыке, расширив, тем самым до известной степени её границы и дав начало нескольким новым направлениям. На самом деле термин шире и более расплывчат, это я понял, пока готовил статью и слушал группы, считающиеся образцами "психоделики"

Вообще термин "психоделический" связан исключительно со словами "психоделики" и психоделия, что в свою очередь связано исключительно с веществами, расширяющими сознание. "Психоделические" периоды в творчестве у The Beatles и даже у The Animals, The Who и The Rolling Stones и в самом деле случались и они даже как-то связаны с употреблением веществ, но скорее опосредованно, чем напрямую. Гитарист группы The Hollies Грэм Нэш вообще выразился в том духе, что психоделическая музыка это попытка имитировать музыкой действие наркотика без употребления оного. Но я не хочу углубляться в вопросы терминологии, а просто хотел вспомнить ныне подзабытые группы психоделической сцены, которые в своё время были дико популярны, а ныне знакомы только меломанам со стажем - ну а там может и придёт понимание что же такое есть "психоделический рок". Выборку я решил сделать на первое время исключительно из калифорнийских групп, как представляющих наиболее массовую психоделическую сцену конца шестидесятых. Европейская психоделика это нечто совсем другое, более разнообразное и групп, которые бы были практически полностью погружены в психоделическую музыку, в Европе нет, ну или я о таких ничего не знаю. Есть недолгий период у Битлз, есть ранний Пинк Флойд, есть фрагментарно экспериментальные вещи у Cream и т.п. Всё это затем плавно перетекло в прогрессивный рок и арт-рок

Так что глянем на музыку США, как показательный регион, откуда и пошло название стиля. Помимо всем известных The Doors (тоже, надо сказать, психоделика фрагментами), Grateful Dead и Jefferson Airplane было ещё несколько интересных команд. Например мне всегда нравилась группа под названием Iron Butterfly, которая за свой короткий период первого состава 1968-1970 гг (потом были бесконечные реинкарнации) успела утяжелить свой звук чуть-ли не до того, что некоторые их считают прототипом хэви-метал. Их самую знаменитую композицию In-A-Gadda-Da-Vida можно считать и композицией прогрессивного рока, поскольку она звучит аж 17 минут, но изначально это представители именно калифорнийской сцены психоделического рока, судя по википедии

Следующими я решил вспомнить не менее тяжёлых рокеров Blue Cheer - группы, которую Джим Моррисон называл самой мощной из виденных им групп. Собственно название ребята взяли в честь одного из видов ЛСД, так что тут "психоделика" фактически в прямом смысле. Группа была настолько популярна на родине, что одно время на разогреве у них играл Пинк Флойд. Музыканты славились своей неумеренно громкой игрой - а это было трио - и актами вандализма с разбиванием аппаратуры. Ярлык-то психоделической группы на них висит, но на мой взгляд это скорее тяжёлый блюз-рок, то есть форма вполне традиционная для рока. Вообще музыкальные критики их и называли "блудные сыны калифорнийской сцены", однако считается, что они оказали влияние на Лед Зеппелин - не знаю насколько это верно

Ещё одна группа с абсолютно психоделическим названием Strawberry Alarm Clock известна скорее благодаря одному хиту, но он показателен для термина "прогрессивный рок" некоей своей навязчивой медитативностью за счёт использования синтезаторного риффа

Ещё одна калифорнийская группа Quicksilver Messenger Service (или "Служба молниеносной доставки") довольно известна в частности тем, что в ней играл замечательный английский клавишник Ники Хопкинс более известный по сессионным работам с теми же Роллинг Стоунз. Группа вообще интересна тем, что это скорее не студийный коллектив, а джем-бэнд, композиции рождались буквально на сцене. По этой причине группа не достигла большого коммерческого успеха, первый альбом записала только на четвёртый год своего существования, состав часто ротировался. Но "Служба" была заметным и непременным участником калифорнийской психоделической сцены второй половины шестидесятых и теперь я довольно часто вспоминаю упоминание о ней в том или ином контексте.

Ну и закончу я, пожалуй, таким музыкантом, как Captain Beefheart и группой The Magic Band. Его тоже считают представителем психоделического рока, хотя на мой взгляд, это экспериментальный рок и авангард разлива Фрэнка Заппы, который, к слову, был одноклассником Капитана Бычье Сердце (настоящее имя Дон ван Влит) и продюсировал его первый альбом. Тем не менее и такой сюрреализм причисляют к психоделическому року, совершенно меня запутав

Итого, посмотрев самых заметных представителей калифорнийской сцены психоделического рока, согласно музыкальных справочников, мы обнаружили тяжёлые блюзы, элементы прогрессивного экспериментального рока в одной корзине. Так что выходит, что термин "психоделический рок", подобно термину "глэм-рок" скорее относится к форме, а не к содержанию.

На европейской сцене картина куда разнообразнее и интереснее, но он ней может быть я напишу в другой статье, ибо "психоделический рок" двух континентов практически не пересекается