Найти в Дзене

Матросские байки из 70-90-х ч5. Помполиты

Теперь расскажу о помполитах. Первый помощник капитана. Иностранцы всегда удивлялись- как это? Старший помощник и первый помощник- в чем разница...Потом попривыкли- а-а, это турист. Вся идеологическая и воспитательная работа на судне была возложена на помполита. Кто-то спустя рукава делал свою работу,(ребята, как хотите, но я обязан оттарабанить эту лекцию для галочки) а кто-то рьяно впрягался и не давал команде ни сна ни продыха- постоянные собрания,политинформации и доклады...Обычно, после 17.00. И даже вахтенных загоняли, если их присутствие не требовалось на рабочем месте в данный момент... Когда коту делать нечего, то он ....правильно. Ищет себе занятие... Отсюда-экраны соревнований с вынесением еженедельных оценок, за несение вахты, уборку каюты, общественную активность и т.д. Досуг экипажа-это тоже забота помполита...В ту пору видеомагнитофоны еще были роскошью. И помполит брал напрокат 10-20 фильмов- ленты в жестяных коробках размером с колесо подросткового велосипеда. Кто-то и

Теперь расскажу о помполитах. Первый помощник капитана.

Иностранцы всегда удивлялись- как это? Старший помощник и первый помощник- в чем разница...Потом попривыкли- а-а, это турист.

Вся идеологическая и воспитательная работа на судне была возложена на помполита. Кто-то спустя рукава делал свою работу,(ребята, как хотите, но я обязан оттарабанить эту лекцию для галочки) а кто-то рьяно впрягался и не давал команде ни сна ни продыха- постоянные собрания,политинформации и доклады...Обычно, после 17.00. И даже вахтенных загоняли, если их присутствие не требовалось на рабочем месте в данный момент...

Когда коту делать нечего, то он ....правильно. Ищет себе занятие...

Отсюда-экраны соревнований с вынесением еженедельных оценок, за несение вахты, уборку каюты, общественную активность и т.д.

Досуг экипажа-это тоже забота помполита...В ту пору видеомагнитофоны еще были роскошью. И помполит брал напрокат 10-20 фильмов- ленты в жестяных коробках размером с колесо подросткового велосипеда. Кто-то имел * подход с уважением*, и брал более или менее свежие фильмы. А кто-то затаривался сплошными халат-фильмами производства Средней Азии.

С просмотром тоже было , где -то- строго в определенные дни без права повтора(бедная старпомовская вахта). А где-то натаскивали на обращение с аппаратом нескольких человек. И люди могли спокойно, в удобное время, чаще ночью, просмотреть фильм. На стоянках менялись с другими судами фильмами на время погрузки/выгрузки. Тогда уже крутили с утра и до вечера...И ночью, те кто не смог просмотреть днем.

Когда появились видеомагнитофоны, купленные или вскладчину или на сэкономленный культфонд( был у помполитов такой ресурс- 6 валютных копеек на члена экипажа в сутки- но обналичивать тоже сложно, и видеомагнитофон тоже нельзя..)

Но, если есть согласие в экипаже, и помполит не последняя паскуда, то оформляли трату, как экскурсии и сувениры, а на эти деньги покупали игрушку. Тогда уже так же, крутили свои кассеты, менялись для просмотра с другими судами..и даже с иностранцами...Но помполит тут строго следил, чтобы как бы чего запрещенного не посмотрели...

Я условно разделил помполитов на три типа

1. Отставные армейские замполиты-звери от которых лучше держаться подальше.

Одно слово- фанатики

2. Партийные и комсомольские работники из пароходства, частенько имеющие рабочие дипломы по флотской специальности, но решившие делать карьеру по партийной линии. Эти особо не доставали, Но и душу перед ними раскрывать не стоило. Карьеристы- поэтому ,запросто пожертвуют любым, ради своего благополучия...

3. Бывшие партийные инженеры и парторги с заводов и предприятий.

Как должностные лица, они обязаны выполнять свою работу. Но как человек с берега, он сохранял и человеческие качества. С ними было много проще общаться.

Тот же Орех Иваныч.( о нем упоминал в главе про капитанов) Пьяница и бездельник незаменим был, когда надо было из вытрезвителя вытащить загулявшего члена экипажа...Без видимых последствий для последнего...

А мог в периоды массовых попоек ходить по каютам и принюхиваться...Но не отказывался, когда наливали...Сам ни разу ни кого не угостил )))

Забегая вперед, скажу. Когда в начале 90-х должность помполита сократили, те ,кто хотел остаться ,остались. Орех Иваныч- простым матросом.

Я работал в экипаже, в котором было ТРИ!!! отставных помполита. Дед, второй механик и третий штурман... Все трое - партийные карьеристы.. Дед- добрый дядька, смотревший , уже в 90-х, на *шалости* с мелкой контрабандой сквозь пальцы. Третий штурман- его даже в этой должности близко не подпускали к *семейным тайнам*. И второй механик-знакомый мне еще в роли помполита. Этот, как крыса, постоянно что-то вынюхивал и выглядывал, даже будучи не у дел...А может, и у дел...Хрен их тайны мадридского двора поймешь...не бывает сексотов бывших )))

Выход в город в загранпорту-только группами по три человека. Потом в 90-х инструкции на этот счет стали более либеральные,и уже стало можно выпускать парами, и даже по одному, если заслужил доверие. Все на усмотрение капитана...Меня отпускали одного, но частенько ко мне на хвост садились попутчики, потому что у меня было кое-какое знание языка и нюх на законную поживу...))

А в период СССР- помполит был в этом вопросе- царь и бог. На судне было 4-5 человек-старших групп. Капитан, старпом, помполит и *дед* .Иногда и больше, если парторг экипажа был в другой должности или просто старый коммунист.

Группы, в основном формировались по интересам. Ну, или - *ешь, что дают*. Но встречались типчики, которые формировали группы по своим принципам- два дня подряд один состав группы не выходил. Перетасовка, во избежание сговора.

Один помполит, когда при длительной стоянке я каждый день в Хельсинки погулять записывался, с хитрым ленинским прищуром спросил- что-то ты зачастил в город..Подозрительно как-то...

Не буду стопроцентно утверждать, но еще одна роль помполита- сбор разведданных. Во всяком случае, при прохождении НАТОвских баз в районе Киля, помполиты(разные) постоянно крутились на палубе и что -то высматривали в бинокль. Потом запирались в каюте. И по обрывкам рассказов радистов, потом передавали какие то шифровки. Но это из разряда баек...И вроде, постоянные отчеты о климате в экипаже, тоже отсылались. Так что, не удивлюсь, если мое полное досье пылится где -нибудь в архивах до *нужного времени* )))

Такая у них работа-Родину извещать )))