В мере соединены абстрактно выраженные качество и количество. Количество – это бытие, возвратившееся в себя таким образом, что оно простое равенство с собой как безразличие к определенности. Но это безразличие есть лишь внешность, выражающаяся в том, что количество имеет определенность не в себе самом, а в ином. Эта внешность соотносится с собой, имеет в себе отличие от себя. Как внешность она есть количественный момент, а как взятая обратно в себя – качественный момент.
Более развитая мера есть необходимость – судьба.
Немезида (богиня возмездия, стоящая на страже равновесия и порядка) ограничивается в общем определённостью меры. То есть, всё чрезмерное, всё, что делает себя слишком великим, приводится ей к другой крайности, умаляется, уничтожается – и тем самым восстанавливается средняя мера – посредственность.
Пример:
Все пропорции любого живого организма есть мера.
Примером чрезмерного может служить держава Александра Македонского, которая сразу пришла в упадок после его смерти.
Мера есть конкретная истина бытия. Поэтому народы почитали меру как нечто неприкосновенное, святое.
В мере уже заключена идея сущности. В мере качественное количественно, а количественное качественно, это и в‐себе‐ и для‐себя‐бытие, которое есть сущность. Развитие меры есть её реализация, где она полагает себя как момент, в котором мера переходит в сущность.
Мера есть непосредственное единство количественного и качественного. Следовательно:
1) Определённое количество, которое имеет качественное значение и существует как мера;
2) Мера становится отношением специфических определённых количеств как самостоятельных мер. Эти меры переходят друг в друга, и тем самым, мера исчезает в безмерном (безмерное – это потустороннее меры, её отрицательность);
3) Есть неразличенность определений меры и обратное отношение мер, которые лишь рефлексируя в себя становятся становятся единством – сущностью.