Кто такая Лина Кавальери? Сто лет назад это имя гремело по всей Европе, а также в России. Лина Кавальери была оперной певицей. Но вовсе не оперное пения прославило ее - дело в том, что Лина была красива. И не просто красива - ее красота была сказочной, фантастической, завораживающей и ошеломляющей. Открытки с Линой Кавальери переживали по 12 перевыпусков - а это очень много! - и все раскупались мгновенно. Ею восхищались и мужчины и женщины, и старики и подростки. Эта удивительная женщина успела вообще очень много - она была и певицей, и первой фотомоделью такого масштаба, и писательницей, и медсестрой.
Говорят, что детей, которые родились во время праздников, ждёт необыкновенная судьба. В рождественский вечер 25 декабря 1874 года в семье Кавальери появилась маленькая, очень хорошенькая девочка. Произошло это событие в городе Витербо, расположенном в окрестностях Рима. Ребенка назвали Наталиной — на итальянском языке Natale обозначает Рождество. Малышка подрастала и становилась всё более привлекательной. Помимо внешней красоты Бог или судьба наградили её необыкновенной добротой и музыкальным талантом. Девочка распевала с утра до ночи незамысловатые песенки, которые трогали до глубины души случайных свидетелей её пения.
Одним из таких невольных зрителей стал новый сосед, учитель музыки. Он предложил девочке всерьёз заняться пением, и Наталина с радостью согласилась — она давно уже мечтала блистать на сцене. Несколько уроков показали учителю, что девочка обладает несомненным талантом, и он порекомендовал её в качестве певицы знакомому владельцу маленького ресторанчика.
Выслушав Кавальери, тот с восторгом предлагает ей ангажемент. Наталина с радостью соглашается — теперь она сможет заняться любимым делом.
Четырнадцатилетняя Наталина каждый вечер входила в шумный зал ресторана, и поражённая публика тут же замолкала. Певица ещё не успевала начать песенку, а зрители уже были покорены девушкой необыкновенной красоты. А после исполнения песни грохот рукоплесканий оглушал юную певицу…
Она потеряла своих родителей в возрасте пятнадцати лет и попала под опеку государства. Ее отправили в приют Римской католической церкви, откуда она сбежала с гастролирующей театральной труппой. Но где же ей, маленькой дочери бедной парижанки – прачки, к примеру, было взять денег на обучение пению, искусству вокала? Слабый, почти заурядный голос нужно было долго ставить, тренировать. Это дорого стоило. Четверти накопленных за всю жизнь ее матерью сбережений не хватило бы даже и на пол – урока строгого сольфеджио
Имея от природы хороший голос, юная Кавальери отправилась в Париж, где получила работу певицы в одном из кафешантанов города. Затем она выступала в различных мюзик-холлах и других заведениях по всей Европе, одновременно работая над развитием голоса для оперы. Слава красавицы-певицы с быстротой молнии распространяется по городу. Вскоре владельцы самых роскошных и престижных ресторанов борются за то, чтобы Кавальери пела именно у них. Величина её гонораров всё возрастает, и Наталина уже может позволить себе вести жизнь избалованной звезды. Но она продолжает заниматься уроками вокала, посещает учителей танцев. У девушки теперь появилась новая мечта — она стремится стать звездой оперы.
Фирма, выпускающая праздничные открытки, в лице одного из поклонников Лины, молодого фотографа, предложила мадемуазель Кавальери долгосрочный контракт, заключенный на весьма строгих условиях: Лина согласилась сниматься на открытках лишь в строгих вечерних туалетах, чтобы будущий жених ее не мог и минуты сомневаться в ее добропорядочности! Это был весьма предусмотрительный шаг
Но, поставив на карту свою ангельскую внешность и неприступную гордость, Лина, быть может, совсем не предусмотрела другого: искушения головокружительным успехом, известностью, богатством. И то и другое, и третье, было просто ошеломительным! У известности - свои неумолимые законы. Лину узнавали везде и всюду, открытки с ее изображениями раскупались за пару секунд, выстраивалась очередь за ее автографами, поклонники заваливали артистку - модель цветами, и как – то едва не сломали эстраду ресторана, во время ее очередного выступления! Она упрямо и гордо отказывала всем и искала доступа на оперную сцену. Его не было. Кто принял бы в театральную труппу вчерашнюю кафешантанную певичку ?! Порой Лина совершенно впадала в отчаяние. Так продолжалось до тех пор, пока она не встретила на своем пути знаменитого итальянского оперного певца Марио Батистини. Он влюбился в Лину по фотографиям и интервью в газетах. Какое-то время Кавальери выступает в Неаполе — пока ещё в качестве кафешантанной певицы. Но вскоре старания её учителя пения Марианны Мази приносят свои плоды — та сумела поставить голос Наталине Кавальери, и девушка теперь вполне может выступать на профессиональной сцене. Дебютировала Лина Кавальери на оперной сцене Мадрида, затем последовали другие европейские столицы.
Дебют Кавальери в качестве оперного сопрано состоялся в 1900 году в Лиссабоне, тогда же она вышла замуж за своего первого мужа, русского князя Александра Барятинского.
Безумная любовь поразила обоих, и вскоре состоялось тайное венчание — семья оказалась в шоке от подобного мезальянса и всячески ограждала князя от певицы.Лина же была без ума от своего мужа, собиралась оставить сцену и посвятить себя только ему. Но вскоре этот союз был разрушен. Николай II по просьбе семьи князя аннулировал брак безродной итальянки и русского дворянина, а Лине настойчиво порекомендовали покинуть Россию.Лина уехала в Италию и продолжила свою оперную деятельность. Сердце её разрывалось от любви и страданий, но мир не видел её слез — Кавальери была так же прекрасна и талантлива. Более того, её страдания обогатили исполняемые арии новыми красками, и зрительный зал просто рыдал, слушая голос божественной красавицы.
И везде — шумный успех, толпы поклонников, рукоплещущий и бисирующий зал… Мир охватывает безумие по Лине Кавальери — её имя у всех на устах.Анастасия Цветаева так рассказывала в своих мемуарах о Кавальери: «Музыка! Смычки, струны, феерический вид оркестра. Вдруг что-то делается в конце залы, вспыхивает всеобщим волнением, бежит сдержанным — но разве сдержишь? — шёпотом, и глаза всех устремляются к дверям. Может быть, встают все? Драгоценное имя, доносимое, шелестит по губам итальянцев и иноземцев. Имя, принадлежащее Красоте, ни с чем не сравненной, потому что она — Первая в мире!
La signora Lina Cavalieri!.. Она вошла в зал, окружённая свитой, и я помню точёный профиль величавой и прекрасной женщины, знаменитой актрисы. Что-то жемчужное. Темноволосое. Темноглазое. И с протянутой руки ожившей статуи — текущая пена кружев».Божественная красота Кавальери поражает до такой степени, что на её фоне меркнут любые женщины. И она сама осознавала это: «Я чувствовала себя красивее других женщин, более чем другие, неотразимой чаровницей, неприступной сиреной. На балах именно я была королевой, я была той, которую пожирали жадными взглядами»…В 1890-х годах Лина отправилась покорять Россию. И Петербург и Москва рукоплескали примадонне, публика просто сходила с ума. Знаменитости также отдавали должное певице.
Леонид Собинов так отзывался о Кавальери:
«Теперь восходит звезда… всё в ней так трогательно чисто, так бесконечно свежо. Это чудный цветок, это нежная, благоухающая весной орхидея, и за ней нельзя не ухаживать, её нельзя не холить. Вы, вероятно, уже сомневаетесь в моем беспристрастии, всем известно, что Кавальери очень красива. Пусть так, но её красота в её таланте только лишний штрих. Сколько ума во всех её сценических движениях, сколько музыкальности и вместе с тем темперамента в её фразах! Какая чудная у неё мимика. Прелестный, хотя и не поражающий какой-то феноменальностью голос, поддающийся легко колоратуре, кристальное «пиано», удивительный в речитативах грудной регистр. Да здравствует и расцветает этот чудный цветок!!!»
На бешеной популярности Лины зарабатывались огромные деньги. Открытки с изображением юной красавицы продавались миллионными тиражами. Образ высокой брюнетки с огромными глазами и длинными ресницами стал символом эпохи — его можно было увидеть везде.Илья Шнeйдep в книгe «3aпиcки cтapoгo мocквичa» описал всеобщую истерию по Кавальери: «Ecли вы пoкупaли кopoбкy кoнфeт в кондитерской Aбpикocoвa, тo, пoмимo oбязaтeльнoгo пpилoжeния к eё coдepжимoмy в видe зacaxapeннoгo куcoчкa aнaнaca и плитoчки шoкoлaдa «миньoн», зaвёpнутoй в cepeбpянyю фoльгy, в кopoбoчкe лeжaлa eщё нeбoльшaя тoлcтeнькaя плиткa шoкoлaдa в oбёpткe из зoлoтoй бyмaги c нaклeeннoй нa нeё миниaтюpнoй фoтoгpaфиeй Шaляпинa или Лины Kaвaльepи.
B любoй тaбaчнoй лaвчoнкe, имeвшeй, кaк пpaвилo, и пиcчeбумaжныe тoвapы, мoжнo былo нaйти oткpытки c изoбpaжeниeм «пepвoй кpacaвицы миpa» — итaльянки Лины Kaвaльepи, зacнятoй в paзныx пoзax.Были oткpытки и c дpyгими кpacaвицaми: фpaнцужeнки Kлeo дe Mepoд, иcпaнcкoй тaнцoвщицы Гвepepo, oднoфaмилицы Лины Kaвaльepи — Mapии Kaвaльepи и шaнcoнeтки Oтepo.Ho никтo из ниx нe был тaк пoпуляpeн, кaк Линa Kaвaльepи. Имя eё в Poccии былo тaк жe извecтнo, кaк швeйныe машины Зингера, булочные Филиппова, как зубнoй эликсир «Oдoль» или мoлoчныe мaгaзины Чичкинa…»
Лина Кавальери выступала в театре увеселительного сада «Аквариум» в Санкт-Петербурге, в кафешантане Шарля Омона в Москве, в Опере С.И. Зимина.Вот как описывает современник первое выступление Кавальери в театре Омона:
«Я смотрел в тот вечер ту очаровательную Лину Кавальери, от которой с ума сходили все завсегдатаи кафешантанов... И голубое море, и звёзды, и тихие мечты – всё было забыто ради прелестной Лины . Да и не мудрено!Её пение – это целая поэма любви, - правда, любви греховной. Она шепталась pianissimo, а целовалась fortissimo. В каждом её движении, в каждом её жесте чувствовалась масса страсти, бездна неги и ещё более… шампанского. Это был, пожалуй, цинизм, но цинизм, доведённый до грации, и в этом была его сила…».
Лина покоряла все новые театры, пела вместе с самыми известными оперными знаменитостями — Карузо, Собиновым, Шаляпиным. Спустя какое-то время она вновь начала ездить с гастролями в Россию, где страдал от любви князь Барятинский, к тому времени ставший уже мужем дочери Александра II…Скорее всего, их по-прежнему связывала любовная связь, так как только после смерти князя в 1910 году Лина Кавальери приняла предложение руки и сердца от американского миллионера Роберта Чендлера, давно готового осыпать певицу деньгами и драгоценностями.В 1908 году газеты сообщили о том, что Лина Кавальери вышла замуж за американского миллионера Роберта Ченлера (1872-1930). Этот брак с самого начала носил весьма странный характер: супруги расстались через неделю. Официально развод был оформлен в 1912 году.
Портрет кисти Джованни Болдини, примерно 1901 год На протяжении своей карьеры Кавальери пела с другими великими оперными певцами, такими как итальянский баритон Титта Руффо и французский тенор Люсьен Мураторе, за которого она вышла замуж в 1913 году.
Лина Кавальери с третьим мужем Люсьеном Мураторе В 1910 году для «Columbia» она записала арии из опер: «Фауст», «Кармен», «Мефистофель», «Богема», «Манон Леско» и «Тоска», а также песни: «Maria, Mari! (Ah! Mari! Ah! Mari!)». В 1917 году для «Pathe» была записана «Le reve passe» совместно с Люсьеном Мураторе.
Вскоре Кавальери навсегда оставила сцену, написала мемуары и книгу, моментально ставшую бестселлером, — «Наставления Лины Кавальери». В ней она раскрывала секреты своей красоты и рассказывала о том, как можно надолго сохранить молодость и привлекательность и открыла косметический салон в Париже. В 1915 году она вернулась в родную Италию, чтобы делать кино. Когда эта страна приняла участие в Первой мировой войне, Кавальери вновь отправилась в Соединенные Штаты, где она сделала еще четыре немых фильма. Последние три из ее фильмов были продуктом его друга, бельгийский режиссера Эдварда Хосе.
С дочерью 1915г
Выйдя замуж в четвертый раз, за Арнальдо Павони (имел писательский псевдоним Паоло д’Арванни), Кавальери вернулась в Италию, чтобы жить там с мужем.
В свои шестьдесят, когда началась Вторая мировая война, она тем не менее работала в качестве волонтера — медсестры. Кавальери была убита 7 февраля 1944 года во время бомбежки воздушными силами антигитлеровской коалиции, которая разрушила ее дом в окрестностях Флоренции. Биография Кавальери долго будоражила умы. В 1920 году вышел фильм "Romance”, снятый по пьесе Эдварда Шелдона, — с Дорис Кин в главной роли. В 1930 был выпущен его римейк с Гретой Гарбо. В 1955 году итальянская актриса Джина Лоллобриджида изобразила Кавальери в фильме «Самая красивая женщина в мире», получив за эту роль приз Давид ди Донателло лучшей актрисе. В 2004 году Джованна Гаглиардо выпустила документальный фильм о Лине – "Bellissime 1” Книги Лины Кавальери • My Secrets of Beauty by Mme. Lina Cavalieri, the Most Famous Living Beauty(1914) • Lina Cavalieri, Le mie verità, redatte da Paolo D’Arvanni, Roma, Soc. An. Poligr. Italiana, 1936 (Книга воспоминаний Лины Кавальери «Правда обо мне») Фильмография Лины Кавальери 1914 — Manon Lescaut / Манон Леско 1915 Sposa nella morte! / Невеста смерти 1916 La rosa di Granata / Роза Гранады 1917 The Eternal Temptress / Вечная соблазнительница 1918 Love’s Conquest / Завоевание любви 1918 A Woman of Impulse / Порывистая женщина • 1919 The Two Brides / Две невесты
Кадр из фильма "Порывистая женщина" 1918г
Кавальери умерла, но её фотографии остались. И даже в XXI веке образ самой красивой женщины продолжает вдохновлять художников, поэтов, писателей. Эта женщина остается символом своей эпохи, ушедшей от нас навсегда… Это чудо, но сохранились записи певицы, и даже сегодня, спустя век, можно послушать Лину Кавальери:
Источник https://www.liveinternet.ru/users/3251944/post411664811/
Источник http://izbrannoe.com/news/lyudi/lina-kavaleri-devushka-po-imeni-rozhdestvo/
Спасибо , что дочитали нашу статью. Ставьте " лайк " , если Вам понравилось. Обратите внимание на предыдущие публикации.