Найти в Дзене
Плохой историк

Дуэль

Дуэль как способ сведения счетов среди российского дворянства (а позднее – и представителей всех слоев населения) обрела регулирование уже во времена заката Российской империи. Первые кодексы были написаны в 1908 г. был издан «Дуэльный кодекс» В. Дурасова, а в 1913 г. – «Дуэльный кодекс» А. Суворина. Вот основные принципы Дуэльного кодекса В. Дурасова: Отсутствие дуэльных кодексов свидетельствовало о существовании "неписанной" дуэльной традиции. Поначалу эта традиция складывалась не без участия иностранцев – первые поединки в России были зафиксированы в XVII в. в Немецкой слободе в Москве, месте, специально отведённом для выходцев из разных европейских стран. Ещё долгое время, вплоть до нач. XIX в., дуэль в России не была распространённым способом решения личных конфликтов: по подсчётам А. Кулинского за эти полтора века произошло не более 20-25 поединков, участниками многих из которых по-прежнему были иностранцы. Причиной такого незначительного количества дуэлей было само восприятие ч

Дуэль как способ сведения счетов среди российского дворянства (а позднее – и представителей всех слоев населения) обрела регулирование уже во времена заката Российской империи. Первые кодексы были написаны в 1908 г. был издан «Дуэльный кодекс» В. Дурасова, а в 1913 г. – «Дуэльный кодекс» А. Суворина.

Вот основные принципы Дуэльного кодекса В. Дурасова:

  • Дуэль может и должна происходить только между равными.
  • Основной принцип и назначение дуэли — решить недоразумение между отдельными членами общей дворянской семьи между собою, не прибегая к посторонней помощи.
  • Дуэль служит способом отмщения за нанесенное оскорбление и не может быть заменена, но вместе с тем и не может заменять органы судебного правосудия, служащие для восстановления или защиты нарушенного права.
  • Оскорбление может быть нанесено только равным равному.
  • Лицо, стоящее ниже другого, может только нарушить его право, но не оскорбить его.
  • Поэтому дуэль, как отмщение за нанесенное оскорбление, возможна и допустима только между лицами равного, благородного происхождения. В противном случае дуэль недопустима и является аномалией, вторгаясь в область судебной компетенции.
  • При вызове дворянина разночинцем первый обязан отклонить вызов и предоставить последнему право искать удовлетворения судебным порядком.
  • При нарушении права дворянина разночинцем, несмотря на оскорбительность его действий, первый обязан искать удовлетворения судебным порядком, так как он потерпел от нарушения права, но не от оскорбления.
  • Если, несмотря на это, дворянин все-таки пожелает драться, то он имеет на это право не иначе, как с формального письменного разрешения суда чести, рассматривающего, достоин ли противник оказываемой ему чести.
  • Между разночинцами дуэль возможна, но является аномалией, не отвечая своему назначению.


"Евгений Онегин и Владимир Ленский" И.Репин 1899, wikipedia.org
"Евгений Онегин и Владимир Ленский" И.Репин 1899, wikipedia.org

Отсутствие дуэльных кодексов свидетельствовало о существовании "неписанной" дуэльной традиции. Поначалу эта традиция складывалась не без участия иностранцев – первые поединки в России были зафиксированы в XVII в. в Немецкой слободе в Москве, месте, специально отведённом для выходцев из разных европейских стран. Ещё долгое время, вплоть до нач. XIX в., дуэль в России не была распространённым способом решения личных конфликтов: по подсчётам А. Кулинского за эти полтора века произошло не более 20-25 поединков, участниками многих из которых по-прежнему были иностранцы. Причиной такого незначительного количества дуэлей было само восприятие чести, обиды и оскорбления, отличающееся от уже сложившегося в Европе. Дуэль же, по словам Ю. Лотмана, «не может быть понята вне самой специфики понятия «честь», а, следовательно, – и не может быть распространена без зарождения рефлексии о чести и следовании её «кодексу».

В XVII в. конфликты чести чаще всего решались с помощью суда. Также на протяжении всей истории поединков в России конфликтным ситуациям сопутствовало и физическое насилие. Подчеркнём, что насилие применялось не только в XVII-XVIII вв., но и в XIX – нач. XX вв. – времени наибольшего распространения поединков в Российской империи.

Дуэль Пушкина и Дантеса, wikipedia.org
Дуэль Пушкина и Дантеса, wikipedia.org


Приведу несколько примеров, литературных поединков, поскольку почти все русские писатели, описывавшие поединок, были живыми носителями дуэльной традиции, то есть, почти все имели тот или иной опыт дуэли. Значение литературных эпизодов, повествующих о дуэли, как «неписаных» дуэльных предписаний подтверждается самими литературными текстами , учитывавшими отражение дуэли в художественных произведениях. Например, герои Чехова, Лаевский и фон Корен, накануне дуэли вспоминали, как дрались Базаров и Кирсанов, герои «Отцов и детей» И. Тургенева. Такая заинтересованность к дуэлям своих предшественников была следствием отсутствия дуэльного кодекса, так как в первую очередь дуэлянтов интересовала ритуальная часть поединков. Почти все литературные дуэли происходили с явным нарушением дуэльных правил: Онегин привозил в качестве секунданта на дуэль своего слугу, Сильвио из пушкинского «Выстрела» готовился стрелять в своего противника в присутствии его жены, Грушницкий и его секунданты пытались организовать дуэль так, чтобы заряженным оказался только пистолет Грушницкого, хотя Печорину и удалось разгадать их замысел, и т. д. 

Парный комплект пистолетов в XIX в. хранился во многих дворянских домах на случай дуэли.,  wikipedia.org
Парный комплект пистолетов в XIX в. хранился во многих дворянских домах на случай дуэли., wikipedia.org

Однако такое отношение к ритуальной части поединка отнюдь не свидетельствовало о таком же отношении к поединку в целом. Я думаю, наоборот – чем серьёзнее относился к поединку автор, тем большее пренебрежение он проявлял к её литературному выражению. Главной заповедью «неписаного» дуэльного кодекса было некое пренебрежение к ритуальному поведению, к существующим в виде устной традиции правилам поединка, к формальностям, но повышенное внимание к внутреннему смыслу дуэли – то есть, к вопросам чести.
Таким образом, отсутствие на протяжении большей части существования дуэлей в России дуэльных кодексов стало объективной причиной функционирования дуэльной традиции и литературных произведений, повествующих о поединке, в качестве «неписаных» дуэльных кодексов.

Понравилась публикация? Подписывайтесь на канал и ставьте лайки.