Найти в Дзене

Моя Бабушка

И снова эта фотография. На ней написано "На память маме от дочерей 1936 год". В предыдущей статье я писала о старшей сестре бабушки - Наташе. Она в центре. Средняя сестра слева. Ба ее называла Леночка. Она так и осталась в Туринском районе. Замуж вышла. Бабуля не была ангелом и сестру свою с ее мужем язвительно звала исключительно в уменьшительно-ласкательной форме: Леночка и Илюша Блаженских. Вот на всю жизнь врезалось в мою память то, как оскорбительно может звучать ласковая форма. Я о них почти ничего не знаю,несмотря на то, что они пару раз к нам приезжали. Леночка была интеллигентна, в отличие от моей бабули. Я ее помню высокой, худой и очень статной. Прямая спина и достоинство, с которым она носила себя чрезвычайно контрастировали с бабулей. Ба моя была младшей. На фото ей 22. Она справа. Эта фотография сделана раньше. 1928 год. Бабуле здесь всего 14, Леночка на 5 или 6 лет старше. Совсем еще девочки. Жизнь еще более-менее спокойная. Но уже как-то не очень. Бабуля именно в этом

И снова эта фотография. На ней написано "На память маме от дочерей 1936 год". В предыдущей статье я писала о старшей сестре бабушки - Наташе. Она в центре. Средняя сестра слева. Ба ее называла Леночка. Она так и осталась в Туринском районе. Замуж вышла. Бабуля не была ангелом и сестру свою с ее мужем язвительно звала исключительно в уменьшительно-ласкательной форме: Леночка и Илюша Блаженских. Вот на всю жизнь врезалось в мою память то, как оскорбительно может звучать ласковая форма. Я о них почти ничего не знаю,несмотря на то, что они пару раз к нам приезжали. Леночка была интеллигентна, в отличие от моей бабули. Я ее помню высокой, худой и очень статной. Прямая спина и достоинство, с которым она носила себя чрезвычайно контрастировали с бабулей. Ба моя была младшей. На фото ей 22. Она справа.

-2

Эта фотография сделана раньше. 1928 год. Бабуле здесь всего 14, Леночка на 5 или 6 лет старше. Совсем еще девочки. Жизнь еще более-менее спокойная. Но уже как-то не очень. Бабуля именно в этом году пошла на лесопилку работать. Это вот эта маленькая девочка в платочке с нежными ручками тягала доски до надрыва. На той, первой фотографии ей уже 22. В 19 она вышла замуж за человека по фамилии Рыбин и, насколько я знаю, так и не развелась с ним. Просто уехала к сестре в Жажлево на Волгу. Там, в сплавконторе, она встретила моего деда. Они голодали. Да все голодали. Жили как вся страна. В едином порыве. Верили в коммунизм и в партию. Но и в Бога тоже верили. Бабуля моя - личность загадочная. Только после ее смерти у меня возникло множество вопросов, на которые она не дала ответы при жизни. Крещена она была Любовью. Сестры так ее и звали: Любка. А по паспорту она была Людмилой. И я ее запомнила как бабу Люсю. Когда, зачем, при каких обстоятельствах она сменила имя - я не знаю. И еще крестилась она интересно. Кажется, Борис Акунин писал про то, как крестятся староверы. Что-то вроде: мало два перста поднять, надо еще остальные три в фигуру сложить. Вот бабуля так и крестилась. Читать и писать почти не умела - два или три класса успела окончить. Расписывалась с трудом. Читала по слогам. Но в вере была крепка. И крестилась всю жизнь так, как мамо и тато научили. Мама моя вышла замуж за грека. О них напишу позднее. Отец приезжал просить руки мамы. Бабулю чрезвычайно восхитило то, как он крестился : "Очень правильно. Ты так и крестись". А когда я спрашивала, чего же она так не крестится, только пожимала плечами. И несмотря на то, что дед мой был партийный, и мать его, моя прабабка - тоже партийная, бабуля всех своих детей тайно крестила в нашей поселковой Троицкой церкви. В 1955 году, когда Хрущев возобновил гонения, церковь была почти полностью разрушена. На первом этаже ее устроили пекарню. Самый вкусный хлеб в моей жизни пекут и пекли всегда именно там.

Бабуля была маленького роста, коренастая, кривоногая. Ее побаивались и уважали. Ругалась она фантастически. Убедить могла кого угодно в чем угодно. С дедом они сошлись не расписываясь в том же 1936 году. Жили в доме, построенном матерью деда, моей прабабкой Дарьей. Дом считался большим, завидным. О нем и о его обитателях напишу позже. Так вот, встретилась бабушка с дедом в Жажлеве. Он гонял плоты по Волге и Каме так же, как и его отец. Переехали в Вичугу. Пошли дети: 1937 - Ада, 1941 - Адольф интригующие имена перед войной, правда? но и о них потом... Потом.